Логотип Peopletalk

В этом году умерла последняя лекция: что ждет систему образования в эпоху TikTok, коучей и школ онлайн?

Главное изображение статьи
Реклама

В тот момент, когда электронные дневники станут нормой, а полноценный диплом можно будет получить онлайн, в курсе современной истории 2020-й будет значиться как революционный год для сферы образования. Да, пандемия перевернула наши жизни с ног на голову, а заодно изменила правила игры, и то, что не менялось десятилетиями и даже столетиями, теперь, кажется, вынуждено меняться семимильными шагами.

Подгоняют и повсеместные разговоры об устаревшей системе, и новое поколение, без проблем зарабатывающее миллионы в TikTok даже без «корочки», и неутешительная статистика: по данным «Юнеско», от школ и университетов в результате пандемии оказались отрезаны 1,5 миллиарда учащихся по всему миру (это 91,3 % общего числа обучающихся), в России к текущей ситуации, по данным Центра инноваций в образовании ВШЭ, смогли адаптироваться всего 60 % образовательных стартапов, а рынок образования онлайн в стране вообще показал рекордный рост (60 %) в прошлом году.

У учеников, преподавателей, школ, университетов, колледжей, платформ не было времени, чтобы приготовиться, да и другого варианта, кроме как нырять с головой, тоже. Это было своего рода шоковой терапией, заставившей систему работать по новым правилам: так появились менторы, разговоры о soft skills и отсутствие деления на «взрослых и всегда правых». Что еще определяет будущее современного образования? 


Дистанционное обучение: быть или не быть?

Мел на школьных досках заменяют стилусы на интерактивных, уроки кочуют в Zoom, а после пандемийного прошлого года все чаще заходят разговоры о том, чтобы сделать образование полностью дистанционным. Правда, и у этой системы много минусов, и самый большой – в отсутствии социализации (по данным исследовательской компании Savanta ComRes, 60 % опрошенных студентов заявили, что университетская жизнь помогла им в социальном плане). 

Анна Кигай, специалист по научно-исследовательским ресурсам школы «Летово», объясняет это так: «Дети активно вовлечены в пользование Интернетом, и сейчас это переходит в массовую историю, глобальную войну между онлайн и офлайн. Но полного трансфера не случится, потому что это не свойственно самой нашей жизни: в онлайне отсутствует такая важная часть обучения, как эмоциональная наполненность, а это и умение ладить, и работать в команде, и дискутировать». 

Анна Кигай

«Трансляции в Zoom не дают того же эффекта, что лекции офлайн, потому что внимание рассеянно. В аудиториях по умолчанию вовлеченность больше, а преподавателю легче управлять вниманием студентами», – добавляет Алексей Полехин, программный директор образовательной платформы «Нетология».

Алексей Полехин

По его словам, студенты давно перестали видеть необходимость в лектории, когда можно взять конспект или просто найти все необходимое в Google. И когда «Нетология» запускала магистратуру совместно с ВШЭ, проректор сказал:

«В этом году умерла последняя лекция. Если нет уникального преподавания, к тебе не пойдет ни один студент».

Он считает, что университеты к преподаванию в удаленном режиме пока не готовы, хотя такая система помогает им расширять сферы влияния: увеличивать аудиторию, уходить в регионы, выстраивать маркетинг. Правда, пока студенты готовы эту систему обманывать (путем выключенных камер и микрофонов как минимум), к ней остается много вопросов, ответы на которые только предстоит найти. 

Вопросы есть и у родителей современных детей: как рассказывает Алексей Полехин, они «имеют свое представление о том, каким должно быть образование, и не готовы отдавать своих дочерей и сыновей в полный онлайн, так что мы начинаем экспериментировать с форматами». По самым благоприятным прогнозам, решение в области гибридных систем должно появиться уже в следующем году.


Образование как инвестиция в себя

Эксперты отмечают, что общий тренд на кардинальные перемены в образовательной системе связан прежде всего с общим ускорением жизни, и если раньше потратить четыре года или шесть лет на получение диплома было чем-то нормальным и привычным, то нынешнее молодое поколение на такие условия не согласно. 

Анна Кигай замечает, что если еще 30 лет назад все было размеренно, постепенно и играло в долгую («школа, университет, потом работа»), то сейчас все эти шаги могут быть очень короткими. 

«Все торопятся, и инвестировать четыре года для того, чтобы получить базу, – слишком дорого с точки зрения затраченного ресурса. Платформы, которые работают онлайн, решают проблему получения теории быстрее и динамичнее, дают кратчайший путь в профессию», – объясняет Алексей Полехин. Правда, тут же замечает: «Мировой опыт показывает, что сначала нужно получить практику, а уже на нее накладывать теорию, а когда это происходит в обратном порядке, то мы ноль умножаем на ноль – получается пустота». 

Да, нынешнее поколение требует быстрых результатов, а вот сможет ли высшее образование ответить на такой запрос? Вопрос времени. 


Менторство как замена классическим учителям

Система, в которой есть место эксперту, направляющему на нужный путь и работающему с каждым практически индивидуально, появилась в России относительно недавно и пока только развивается, но уже пользуется спросом. И этому есть логичное объяснение: «С помощью персонализации за счет живого человека в онлайн, например, возмещается нехватка человеческого общения.

Как бы то ни было, мы учимся у людей, а не у обезличенных платформ.

Если спросить вас, где вы учились, вы точно вспомните хотя бы одного самого интересного преподавателя – того, кто действительно чему-то научил», – говорит Алексей Полехин.

Но что более интересно в менторстве, так это то, что оно дает – так называемые «hidden curriculum» и «human touch» (дословно «скрытая учебная программа» и «человеческое прикосновение»).

Анна Кигай объясняет эти понятия так: «Есть теоретическая база, которую мы можем узнать сами без необходимости четыре года следовать за наставником, а есть ценности, неочевидные навыки, которые невозможно прочесть в книге. Это как раз то, что можно передавать с помощью менторства, когда ты наблюдаешь и считываешь модели поведения». 

Справочно: условно «скрытой учебной программой» можно назвать преподавание ценностей, убеждений, моральных норм.

Коуч, очевидно, нужен не всегда, и наши эксперты приводят банальный пример: чтобы качать пресс, не нужен постоянный тренер, а вот для подготовки к Олимпиаде – еще как. Для каждого этапа обучения нужен просто человек с минимальным уровнем знаний, которому можно задать вопрос.


Коллективная работа вместо учителя, который «всегда прав»

По такому принципу – студент снизу, преподаватель сверху – строилась вся предыдущая система образования, которая абсолютно не подходит поколению «зедов». Желание быть причастным ко всему, в том числе к обучению – очевидное следствие большей свободы действий и возможностей, так что и учебным заведениям приходится подстраиваться. 

«Мне как преподавателю нормально признаться, что я чего-то не знаю, спросить совета и мнения.

Сейчас не существует единого транслятора знаний – мы получаем их как от учителей, так и от студентов одновременно.

Это коллективный труд», – оценивает это явление Алексей Полехин. Он справедливо замечает, что в нынешних условиях вряд ли у кого-то есть точное понимание того, куда мы идем, поэтому каждый – автор общего будущего. 


Узкопрофильность или базовый набор знаний?

Современное образование, помимо всего прочего (нетворкинга, менторства и цифровизации), стремится еще и к узкопрофильности. Зачем, казалось бы, нужны математика, биология и литература в одном флаконе, когда можно сконцентрироваться на чем-то одном, но максимально для себя полезном? 

Анна Кигай с этим согласна только частично: «Жизнь усложняется, и мир усложняется. Для того чтобы найти свое место и быть востребованным, нужно достичь высоких результатов в том, чем ты занимаешься, и профессиональный уровень, безусловно, специфицируется. Одновременно в повсеместном усложнении особенно важно уметь интегрировать навыки разных профилей. Например, в поликлинике обо всех ваших анализах, собранных по другим врачам, вам расскажет терапевт, а в большом и сложном мире такой человек – это управленец. У него есть те самые навыки, связанные с междисциплинарностью».

По ее словам, то, что совмещает в себе грамотный управленец, – не только набор выученных предметов, но и высокоуровневые качества, о которых не прочитаешь в учебнике (более того, таких специалистов на рынке мало). Правда, для школ такие метапредметные понятия кажутся сложными и излишними, да и педагогической организации на них просто не хватает. Тут-то, кстати, как раз и пригодится ментор. 


Наши эксперты во многом друг с другом солидарны, но на 100 % единогласны в одном: предсказать будущие тренды невозможно, потому что они меняются в ответ на требования времени, а еще напрямую зависят от нынешнего и следующих за ним поколений. 

«Это непредсказуемый процесс, а путь подсказывают сами дети. Наша же задача – вовремя замечать их направление и следовать за ними. Важно не мешать детям и отмечать те интересные ходы, которые они придумывают в своем обучении. Системе образования необходимо оставлять пространство для свободы», – подытоживает Анна Кигай.

По ее словам, сейчас мы пережили огромный прорыв, и что теперь действительно важно, так это научиться существовать в новых реалиях качественно и массово. Платформы, предлагающие образование онлайн, борются за основной ресурс детей и студентов – время, университеты пытаются адаптироваться к пока только развивающимся гибридным системам, а подростки продолжают диктовать свои правила игры. Что будет дальше? Увидим! 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.