В стиле Гая Ричи: как режиссер «Карты, деньги, два ствола» и «Джентльменов» заставил весь мир полюбить британских гангстеров?
Если речь заходит о криминальных комедиях с неповторимым стилем, то в игре – Гай Ричи. Из-за дислексии его отчислили из школы, из другой выгнали за распространение запрещенных веществ, он работал курьером, но о большом кино мечтал еще со студенческих лет и на исходе второго десятилетия жизни ворвался в индустрию красиво и громко (в своих лучших традициях, сохраняющихся до сих пор) с полнометражным дебютом «Карты, деньги, два ствола». Долго раскачивать свой талант и доказывать его другим ему не пришлось: фильм стал международным хитом, собрал серьезные для Великобритании 25 миллионов долларов в прокате и получил 12 международных наград, закрепив за Гаем Ричи статус одного из самых перспективных режиссеров своего времени.
Сейчас за плечами сегодняшнего именинника – 54 года! – больше 20 лет в кино, два с лишним десятка фильмов, некоторые из которых уже считаются классикой (в том числе «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», его первые работы), и свой фирменный стиль, выработанный годами. Как в форме, так и в содержании.
Аристократ по крови – семиюродный брат Кейт Миддлтон, на минуточку, – он заново изобрел британское кино и заставил весь мир его полюбить, сделав свои работы узнаваемыми с первых минут: это оригинальная манера съемки с параллельным и клиповым монтажом, перенесенная Гаем Ричи на большой экран из своего опыта клипмейкера и рекламщика, нелинейный, иногда запутанный и многослойный сюжет, тщательно подобранные актеры (Джейсона Стейтема он нашел буквально на улице, где тот зарабатывал на жизнь), афористичность диалогов, разбираемых на цитаты, черный и циничный юмор, криминальный мир, саундтреки, лингвистические особенности персонажей, из-за которых цыгане говорят с сильным акцентом, а гангстеры из Ист-Энда на кокни, особое внимание к титрам и, конечно, запоминающиеся визуальные решения.
Вот только если сначала Гай Ричи снимал в некотором смысле откровенные карикатуры на британцев (чашечка чая, плохая погода и фиш-энд-чипс – типичные стереотипы о Лондоне, без которых не обходилась ни одна работа режиссера), то потом эту же самоиронию он сделал своим брендом, который так полюбил Голливуд. Причем его фильмы наполнены не только уголовной романтикой и атмосферой Лондона, но и особой элегантностью и франтовством, что особенно заметно по «Джентльменам», в которых стиль буквально во всем: от ухоженной бороды главных героев до элегантных плащей, не пачкающихся от рек крови. Да, в сочетании манер и брутального характера – вся вселенная Гая Ричи. И она в своем визуальном воплощении даст фору даже костюмам Джеймса Бонда, да простит нас Агент 007.
Это кожаные плащи в «Карты, деньги, два ствола», классические английские тренчи и верблюжьи пальто с темной оторочкой воротника, с одной стороны, и кожаная панама с жилеткой поверх рубашки у Брэда Питта, с другой, в «Большом куше», костюмы с иголочки и подобранные в тон перчатки в «Револьвере», идеально сочетающиеся с характерами героев образы в «Рок-н-ролльщике», темная водолазка и кожанка под стать советскому шпиону в «Агентах А.Н.К.Л.» и, безусловно, «Джентльмены», взявшие лучшее из предыдущих работ Гая Ричи.
Над одним из самых стильных фильмов 2019-го режиссер работал вместе с художником по костюмам Майклом Уилкинсоном, на счету которого «Лига справедливости Зака Снайдера», «300 спартанцев», «Хранители», «Аладдин» и «Афера по-американски» (за нее у него номинация на «Оскар»). Так появились клетчатые костюмы из шерсти, кашемира и шелка у Микки Пирсона (Мэттью МакКонахи), сшитые на заказ вязаные жилеты, кардиганы крупной вязки и даже галстуки у Рэймонда (Чарли Ханнэм), кожаная куртка с меховым воротником и леопардовые лоферы Christian Louboutin у Сухого Глаза (Генри Голдинг), микс спортивной и уличной моды, воплотившийся в клетчатых тренировочных костюмах и массивных винтажных очках образца 1980-х у Тренера (Колин Фаррелл), специально состаренный кожаный пиджак у Флетчера (Хью Грант) и до невозможности изысканные монохромные наряды Balmain, Ralph Lauren, Carolina Herrera и Stella McCartney у Розалинд (Мишель Докери). Костюмы в «Джентльменах» подобраны не просто ради красивой картинки, здесь они напрямую отражают характеры героев: отсюда и золотая цепь с кулоном у Сухого Глаза, представителя нового поколения, и классические Ray-Ban 2140 Wayfarers с коричневыми линзами у Флетчера, поклонника ретро.
Конечно, в истории Гая Ричи случались и сомнительные эпизоды: «Меч короля Артура», например, принес Warner Bros. убытки в 150 миллионов долларов, но вышедший через два года «Аладдин» сумел реанимировать карьеру режиссера и позволил ему вернуться к излюбленному криминалу (не все же сказки снимать). Останавливаться он не планирует, и на стадии постпродакшена уже его новый боевик «Пять глаз» с Джейсоном Стейтемом – кажется, вечным героем его фильмов – и сериал «Джентльмены», только находящийся в разработке. Да, что точно удается Гаю Ричи – так это показывать в своих работах изнанку Туманного Альбиона в его лучшем и самом красивом воплощении.