Логотип Peopletalk

«Власть пса»: безукоризненная драма и вестерн без единого выстрела, попадающий в цель

Главное изображение статьи
Реклама

Когда «Власть пса» Джейн Кэмпион получила 12 номинаций на «Оскар» (в том числе в главных категориях), это не было ни для кого сюрпризом: фильм уже трижды стал лауреатом «Золотого глобуса», взял три победы на премии Британской академии, «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу на Венецианском кинофестивале и «Приз Себастьяна» на San Sebastian International Film Festival. Все это – вкупе с теплым приемом у зрителей и критиков, убедительным актерским составом в лице Бенедикта Камбербэтча, Кирстен Данст, Джесси Племонса и Коди Смит-Макфи и лауреатом «Оскара» за лучший оригинальный сценарий («Пианино») Джейн Кэмпион в кресле режиссера – сделало «Власть пса» одним из главных фаворитов оскаровской гонки, хотя на самой церемонии фильм удостоили всего одного приза за лучшую режиссуру.

1925-й, Монтана, два диаметрально противоположных брата, владеющих крупнейшим ранчо штата: вежливый и тактичный Джордж (Джесси Племонс), который приводит в дом неприметную трактирщицу, свою новую жену, и ее хрупкого и внешне, и внутренне сына, и грубый и властный Фил (Бенедикт Камбербэтч), который делает все, чтобы испортить жизнь новым членам семьи.

«Власть пса» – в первую очередь вестерн, но Джейн Кэмпион, взявшаяся за эту полнометражную историю после 13-летнего перерыва (ее прошлый фильм «Яркая звезда» вышел еще в 2009-м), переосмысливает жанр, поэтому здесь нет классических для него погонь или перестрелок, зато остаются характерные планы, пейзажи и сами персонажи. Так, на фоне просторов американского Запада и под невероятную музыку Джонни Гринвуда, еще одного претендента на «Оскар» в этом году, разворачивается настоящая человеческая драма, выверенная до деталей. За последнее стоит сказать отдельное спасибо операторской работе Эри Вегнер, ставящей во главу угла крупные планы: вот руки Фила, то с максимально возможной для него нежностью натирающие седло, то кастрирующие быка без перчаток, то заботливо плетущие лассо, а вот расческа в руках Питера, которую он перебирает пальцами, когда нервничает, и бумажные цветы, сделанные им для могилы отца. Вообще, на визуальном во «Власти пса» особый акцент (Джейн Кэмпион и сама художница по образованию), отсюда и гора, в которой герои различают очертания собаки, и сама цветовая гамма, ограниченная сухими красками, и почти что марсианские холмы и пустоши.  

«Власть пса»

В противовес масштабным видам как будто поставлены мелкие человеческие судьбы, застрявшие в далеком прошлом – там, где у Фила и Джорджа был ныне покойный наставник Бронко Генри, а у Роуз пьющий муж. В мире Джейн Кэмпион страдают буквально все, причем по большей части друг из-за друга, но занять чью-то сторону в этой бесконечной экранной борьбе невозможно – впечатления от персонажей и их решений меняются пропорционально скорости лошадей, которых на ранчо пускают галопом. Стоит сказать, что актерский состав под такую историю подобран безукоризненно: Бенедикт Камбербэтч здесь наконец избавляется от амплуа интеллигентного интеллектуала и предстает в абсолютно контрастном прошлым своим героям образе неотесанного, грубого, пренебрегающего элементарной гигиеной ковбоя. Джесси Племонс на отлично справляется с ролью местами скромного, местами чересчур спокойного совладельца ранчо (эта работа ему, к слову, совсем не идет, в отличие от брата). На лице Кирстен Данст считываются все потрясения ее героини, но одним из главных открытий фильма становится Коди Смит-Макфи.

«Власть пса»

Тихий, женоподобный и совсем не типичный для вестерна герой, он раскрывается не сразу, но становится самым неоднозначным персонажем, который, по сути, двигает весь сюжет. Его же словами «Я ничего так не хотел, как чтобы матушка была счастлива. Каким бы мужчиной я был, если бы не спас ее» открывается фильм, задавая тон всему повествованию, и его же чтением Псалма 22:21 он заканчивается: «Убереги мою душу от меча, мою драгоценную жизнь от власти пса».

«Власть пса»

Несмотря на внешнюю аскетичность и сдержанность, два часа «Власти пса» пролетают почти незаметно: Джейн Кэмпион тонко выдерживает грань, не задерживается на неважном и показывает зрителю то, что действительно имеет значение. Даже шкуры животных рано или поздно играют свою роль, что уж говорить о платке Бронко Генри в руках Фила или кролике, которого Питер приносит в дом. Такая самодостаточность и выверенность каждого кадра – большая режиссерская удача, уже отмеченная пятью крупными наградами и теперь претендующая на шестую, главную, для получения которой у Джейн Кэмпион есть все шансы. Ее «Власть пса» получилась практически безупречной – и как вестерн, и как сильная драма, которая говорит одновременно как о самобытной ковбойской маскулинности, так и о глубоких психологических ловушках героев. Не делая ни одного выстрела, Джейн Кэмпион попадает точно в цель.

«Власть пса»
Реклама
Рекомендуем