Логотип Peopletalk

Во-первых, это красиво: кому и зачем нужна керамика в интерьере

Главное изображение статьи
Реклама

Однажды увидев работы керамической мастерской «Русская Майолика», ты наверняка влюбишься в них бесповоротно и навсегда. О том, кому и зачем нужны предметы интерьера, больше похожие на искусство, о керамике как об уникальном материале и о доверии клиентов поговорили с основателем и художественным руководителем мастерской Юлией Комиссаровой. 

Юлия Комиссарова – основатель и художественный руководитель мастерской архитектурной керамики «Русская Майолика», член Творческого Союза Художников ДПИ, член АДДИ

Вы – основатель и совладелец семейной керамической мастерской «Русская Майолика». Как пришла идея создания бизнеса и как этот план реализовывался в жизнь? 

Абсолютно случайным образом. В 2013 году моя приятельница, работавшая на керамическом производстве, приехала ко мне с просьбой о помощи в продвижении на рынок изразцов их предприятия. У меня в это время была своя самостоятельно работающая компания такси с управляющим и мне было нестерпимо скучно. Вариант раскрутить что-то новое я восприняла с энтузиазмом и погрузилась в это с головой.

Мне совершенно не нравилось, что они делали, но я начала изучать вопрос и просто обалдела от открывшихся богатств: это был такой великолепный пласт декоративно-прикладного искусства с фантастически красивыми работами! Меня совершенно очаровала эта, неизвестная многим, часть мирового искусства, представленная буквально в каждой стране и имеющая свои региональные особенности. Открывался невероятный декоративный потенциал, который не оставил меня равнодушной, особенно учитывая мой профессиональный бэкграунд художника-прикладника.

В итоге был создан новый сайт производства, который высоко ранжировался в поисковиках, созданы и проработаны аккаунты в социальных сетях, сделано несколько рекламных кампаний, а я села заниматься оптимизацией делопроизводства и проектированием. Дело в том, что в какой-то момент стало совершенно ясно, что именно нужно поменять на их производстве, чтобы оно могло выйти на качественно иной уровень и ощутимо повысить доходность. Но именно в этом месте начался конфликт. Учредитель не хотел ничего менять, а все мои аргументы разбивались о его упрямство. Несколько месяцев мы с ним бодались и конфликтовали, но в итоге он меня уволил.

Я была настолько возмущена и оскорблена этим, что на волне невероятного гнева решила создать свою мастерскую. 

Почти за два года я достаточно изучила этот рынок: поняла, чего на нем нет и что можно и нужно предлагать заказчикам. Собственно поэтому и решила, что совершенно определенно смогу «откусить у них кусок» этого рынка, да и вообще – «не боги горшки обжигают». Но вот технологию керамики я знала очень приблизительно, а она чрезвычайно сложная. Решила обратиться к своему бывшему однокурснику, который много лет занимался художественной керамикой – предложила ему партнерство на условиях, что он возглавит технологическую часть моего нового предприятия. 

Не буду вдаваться в подробности о всех перепетиях отработки технологии, но скажу о том, что, наверное, месяцев шесть не получалось вообще ничего: качество было настолько неприемлемое, что выходить с этим на рынок было нельзя, да и показывать кому-то тоже – стыдно. Тем не менее, уже через полгода пошли заказы! Сайт компании я создала сразу и эти полгода занималась его продвижением.

В целом, можно сказать, что в керамике отработка технологии занимает не менее двух лет – тогда ты уже точно можешь быть уверен в получении ожидаемого результата. До того момента успехи носят случайный характер, а неожиданности происходят каждый день. У нас и сейчас случаются неожиданности – керамика «любит удивить» и не дает расслабиться. Но все же, в большинстве случаев, открывая печь, мы видим там запланированное, а не кучу полопавшихся черепков или пузыри вместо глянцевой глазури, как это было первые два года. Собственно, все этапы этого пути изложены в статье.

Что отличает вашу мастерскую от других? 

Отличаемся мы подходом к проектированию. И это именно то, что требовалось поправить на том предприятии, с которого я начинала. Большинство существующих мастерских занимается облицовкой готовых каминов и печей, то есть они работают по принципу «печник построил камин, а мы облицуем его своими изразцами «как есть», дотянув размеры доборчиками». И получается, что внешний вид камина или печи, его пропорции и архитектура, начинают зависеть от вкуса печника. При том, что стоимость изразцового камина невероятно высока – жить он будет столетиями, и все это время будет демонстрировать в интерьере эстетические предпочтения печника. 

Доходит до смешного – печник построил диспропорциональную каракатицу, а изразечники даже не пытаются привести ее к гармонии – что-то срубить, что-то нарастить или надстроить, чтобы у объекта получилась приличная архитектура и гармоничный силуэт. Более того, они не применяют даже визуальные приемы, когда созданием ритма в цвете или рельефе можно скорректировать не очень хорошие пропорции. С их точки зрения и так красиво. Но «красиво» им потому, что большинство из них не имеют профильного образования – архитектурного или художественного. Ну, и, конечно, сама керамика им в этом помогает – она сияет, бликует и производит настолько ошеломляющее впечатление, что визуально скрывает погрешности. Недостатки проектирования видны сразу на фотографиях, а очно – лишь по прошествии времени, когда человек привыкает к этому сиянию и начинает обращать внимание на все остальное. А мы проектируем сразу как нужно, и если нужно что-то достроить или срубить, то достраиваем и срубаем. 

Но главное наше отличие в том, что у нас есть «свое лицо», мы абсолютно узнаваемы, поскольку обладаем тем, что принято называть «идентичностью». 

В чем принципиальное отличие Mercedes-Benz от BMW по сравнительным техническим характеристикам? И там, и там – превосходное качество и дизайн. И там, и там – мощь, скорость и комфорт. И там, и там – высокая цена. Но поклонники BMW не пересядут на Mercedes просто потому, что у этого автомобиля другая идентичность, она ориентирована на людей другого склада, хотя в ее рациональных характеристиках не будет принципиальных отличий от других люксовых марок. 

Так и у нас. У нас свое лицо, своя эстетика, наши корни – в русском модерне, где деликатность цветовых отношений соединяется с работой на фактурах, сдержанность форм компенсируется красотой сложного ритма и эффектами глазурей. При этом мы делаем безусловно современные по дизайну вещи, где Серебряный век считывается, но не копируется полностью. 

Вы специализируетесь на архитектурной керамике – изразцовых печах и каминах, майолике для фасадов. Почему выбрали именно такие акценты и профиль работы? 

Я занимаюсь архитектурной керамикой только потому, что это искусство, которое дальше всего от утилитарности. Это не посуда, не плитка, не вазы, а именно то, что меня по-настоящему восхищает. Вообще, самое большое удовольствие в моей работе – это увидеть смонтированный готовый объект: крупный, сложный, сияющий своими глазурями с потрясающей оптической глубиной и живым характером. Всякий раз, делая съемку на объекте, я смотрю с ошеломлением на дело наших рук и всякий раз приходит одна и та же мысль: «Боже, неужели это мы сделали? Как это вообще возможно?». 

И это, в том числе, одна из причин, по которой я всегда стремлюсь, чтобы монтировала наша бригада, а не сторонние печники. 

Ну и, конечно, именно этот рынок я в свое время неплохо изучила.

Немного о цифрах: сколько стоит, например, изразцовый камин? Как он создается и почему стоит каждого потраченного на него рубля? 

Диапазон стоимости начинается от миллиона рублей, а верхней границы не существует – все зависит от размеров объекта, объема и вида декоративной составляющей. Это цена «под ключ», то есть со стоимостью топки, строительством дымохода, строительством корпуса, непосредственного изготовления керамики и ее монтажа на этот корпус. При этом такой камин будет безусловно красив, как всегда красива керамика, но не слишком сложен – монохромная окраска, небольшие размеры и типовые коллекции форм. 

Основная часть сделанных нами объектов все-таки лежит в диапазоне повыше – от 1,5 млн рублей до 2,5. Тут уже может быть и скульптура, и сложный барельеф, и живопись, и разнообразные эффектные окрасы. 

Есть еще такой вид изделий, как керамические панно – живописные или барельефные. На них тоже цены очень высокие. Был у нас «фартук» на кухню стоимостью 1,8 млн рублей. Или, например, два барельефных панно по мотивам работ скульптора начала XX века Рене Поля Шамбеллана стоимостью более 2 млн рублей. И в каждой из этих работ неимоверное количество ручного труда квалифицированных специалистов и художников. 

Расходная часть по материалам и энергии незначительна по сравнению со стоимостью квалифицированного труда. Достаточно сказать, что эти вещи делаются долго и на один объект может уходить от полугода до года. А сколько, по-вашему, должны зарабатывать квалифицированные специалисты? Уж явно больше, чем средняя зарплата по стране. Из этого и складывается стоимость объекта. 

Как вписать керамический архитектурный объект в интерьер? Есть ли основные правила, принципы и законы гармонии, которые работают в этом вопросе? 

Для крупного керамического объекта действуют те же правила, что и для всей архитектуры – большой и малой. 

Объект должен быть соразмерен помещению, в нем должны быть композиция, ритм и гармоничная колористика. Все эти вещи изучают художники и архитекторы. Сложность лишь в том, что у каждого такого специалиста есть свой профиль, а архитектурная керамика это отдельный профиль, который тоже требует изучения. Конечно, профессиональный архитектор может изучить вопрос и спроектировать камин, однако нюансы технологии требуют дополнительных знаний. Поэтому лучше доверить проектирование камина тем, кто специализируется на архитектурной керамике. 

Какие технологии в работе вы применяете и как они изменились со временем? 

Технологии не слишком изменились за тысячелетия существования этого ремесла. Это по-прежнему глина как исходный материал, по-прежнему обжиг, по-прежнему стекло с оксидами металлов в качестве декоративного покрытия. 

Изменилась лишь энергия обжига – теперь это электричество и газ, а не дрова и уголь, как в доиндустриальную эпоху. Обжиги стали чище, глазури – стабильнее. Теперь их не варят прямо на производстве, а делают специальные предприятия. Появились заводские эффектарные глазури, и работать, в целом, стало легче, а вариативность декорирования расширилась. 

Все основные изменения в технологии произошли в XVIII веке, когда европейцы разработали рецепт фарфора, начали применять гипс для формования изделий и придумали transfer-printed, как прабабушку современной деколи. 

А вот с тех пор никаких существенных изменений не происходило. Хотя, конечно, отдельные вещи, такие как 3D-сканеры, фрезерные станки и RAM-прессы расширяют декоративные возможности керамики и упрощают жизнь в отдельных моментах. Но главное осталось без изменений – хорошие инструменты работают лишь в хороших руках, то есть центральной персоной в нашем деле все равно остается человек. 

Какие три слова у вас ассоциируются с предметами интерьера, которые вы создаете? 

Искусство, эстетика и роскошь. 

Что для вас самое важное в работе и своем деле? 

Главным для меня всегда остается честность – мы обязаны честно исполнить свою работу, даже если клиент требует от нас эстетических компромиссов. Мы не идем на эти компромиссы. Просто потому, что наша работа способна пережить наших праправнуков, и надо думать о том, что останется после нас. Поэтому я никогда не стану делать китч – и никакие деньги этого не стоят. 

Ваш идеальный клиент – какой он? Кому можно и нужно обращаться за вашими услугами? 

Идеальный клиент – это доверяющий клиент. Как я уже говорила ранее, в нашей работе, как в медицине, большое значение имеет доверие между художником и заказчиком. 

Я рассуждаю очень просто. Если заказчик пришел к нам, значит он был на нашем сайте, видел наши работы и они ему нравятся – то есть наша эстетика уже является для него определенной ценностью. 

Соответственно, он хочет получить нечто в том же ключе, но с поправкой на свои обстоятельства: цвет, конструктивные особенности его топки, элементы дизайна его интерьера. Мы все это учитываем и делаем объект в парадигме его запроса, но в духе собственной идентичности. 

Ну, право слово, почему никому не приходит в голову требовать в бутике Chanel продажи изделий Zara? Но при этом можно приносить нам чьи-то не слишком качественные эскизы и требовать скрупулезного их повторения со всеми сопутствующими ошибками проектирования. 

Как вы планируете развиваться дальше? 

У меня довольно много планов, в том числе по разработке линеек contemporary. Но сейчас многое приостановилось, в том числе из-за материалов, которые были частично с украинскими и западными компонентами. Мы только-только сейчас преодолеваем технологический кризис, связанный с изменением химического состава материалов и, как следствие, с изменением поведения и визуального облика нашей керамики. 

Поэтому пока озвучивать ничего не буду. Но зато сейчас плотно занялись обучением сотрудников. Раньше у нас было четкое разделение труда, вплоть до нюансов декорирования: скажем, были художники, специализирующиеся только на росписи или только на глазурях. Но людей не хватает, поэтому приходится обучать сотрудников дополнительным навыкам. 

И это, в целом, неплохо, а моим детям даже необходимо, чтобы они могли с той же эффективностью и качеством продолжать наш бизнес и дальше. 

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.