Логотип Peopletalk

Эксклюзив PEOPLETALK: художник Анастасия Щипанова делится собственным арт-маршрутом в неугомонном Берлине

Вспоминая лучшие моменты своего недавнего арт-путешествия по Берлину, Анастасия Щипанова делится секретами культурной жизни еще одной европейской столицы. Музеи, галереи, рестораны и новые интересные места – куда идти и что смотреть, молодой художник рассказывает в своей арт-колонке.


Быстрый, современный, яркий и эмоциональный– так можно сегодня описать Берлин, где повсюду чувствуется зажигательная энергетика мегаполиса. Люди на улицах иногда кажутся сошедшими со страниц смелых и ультрамодных изданий, а все, кто причастен к миру искусства, – по-настоящему свободными и искренними. Это город, в котором одинаково приятно оказаться на один вечер на открытии фотовыставки или провести несколько дней, встречаясь с друзьями, гуляя по улицам, которые своей творческой атмосферой почти не уступают музеям. Хотя мой визит был не самым продолжительным, но очень насыщенным. Мне хотелось успеть все, но, как всегда, это оказалось невозможно, поэтому я расскажу о не самых очевидных местах в этом городе, куда следует идти за вдохновением, красотой и яркими эмоциями.

В Берлине в обязательную культурную программу советую включить Национальную и Новую национальную галереи. В старом здании сейчас проходит экспозиция In the new light: Works in the central hall, где собрано более семи десятков лучших работ художников XIII–XVIII веков; представлены ранее не выставлявшиеся или малоизвестные полотна Веласкеса, Босха, Элизабет Виже-Лебрен и других. Название выставки необычное, концепция и содержание экспозиции тоже показались мне не тривиальными и дающими шанс по-новому взглянуть на шедевры эпохи Возрождения, барокко и сентиментализма. Хотя мне ближе более современные направления живописи, мимо этой выставки я не могла пройти. Холл, обычно пустой, в этот раз стал сердцем экспозиции. Здесь располагаются самые ценные полотна, и в каждом чувствуется эффект включенности в сюжет. Я потратила около получаса, чтобы понять задумку организаторов и их идею с особым естественным светом. Благодаря новому типу освещения работы художников предстают иначе, игра света акцентирует внимание на нюансах – все это позволяет разглядеть детали, которые часто ускользают от зрителя.

Для меня архитектура иногда становится очень важным источником вдохновения, она помогает расширить видение. Здание Новой национальной галереи, созданное по особому проекту архитектором Людвигом Мис ван дер Роэ, знаменитым первыми стеклянными небоскребами, мне хочется отметить не только как музей, но и как важный архитектурный объект на карте Берлина. Это здание называют Парфеноном XX века. Строгость архитектурных форм подчеркивается большим количеством стекла и стальных перекрытий. Оно построено таким образом, что стеклянный параллелепипед как будто возвышается на массивном постаменте. Уже вечером, сидя в кафе, я нашла в Интернете запоминающиеся слова самого архитектора об этом здании: «Архитектура — воля времени, воплощенная в пространстве. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера. Не завтра. Только сегодня она обретает форму». С точки зрения творчества мне этот взгляд близок. Вообще, я благодарна Берлину за знакомство с деятельностью этого гениального архитектора, которого я могу назвать отцом всех сегодняшних стеклянных небоскребов.

Обязательно прогуляйся по East Side Gallery – это участок берлинской стены, который составляет почти полторы тысячи метров, своеобразная галерея под открытым небом. Он появился в 90-е годы и с тех пор остается объектом must-see в этой части города. Граффити на любую тему: от политически-социальной карикатуры в стиле Бэнкси до маленьких стрит-арт шедевров. Любой найдет себе классный фон для селфи.

При планировании поездки меня всегда волнует вопрос комфортного пребывания, потому что от этого зависят все мои дальнейшие маршруты, чтобы лучше узнать самобытное и настоящее лицо города, увидеть объекты культуры, искусства и моды. В Берлине этот вопрос теперь решен в пользу Das Stue Hotel. Этот пятизвездочный отель кажется совершенно идеальным. Расположен он в непосредственной близости от культовых объектов: новой Национальной галереи и Культурфорума. Конечно, не могу не сказать, что в большей степени меня вдохновило и привлекло взаимодействие архитектурных и интерьерных решений. Историческое здание отсылает нас к началу века, а его внутреннее убранство заставляет удивиться тому, как могут уживаться и гармонично существовать история и современность. Испанский дизайнер Патрисия Уркиола полностью изменила интерьер, создав пространство, где отражаются перемены эпох, сегодняшний взгляд на красоту и уют. Да, в этом отеле действительно очень уютно, возможно потому, что здесь представлены не только уникальные дизайнерские решения, но и, например, частные коллекции. Оригинальные фотографии из мира моды 50–60-х годов передают внутреннему убранству шарм и атмосферу живого дружеского общения. И, по секрету, здесь богатейший винный погреб и чудесные шеф-повара, что приходится по вкусу представителям европейского бизнеса и звездам кинематографа. В рамках Berlinale отель часто проводит презентации и вечеринки, поэтому, если хочешь получить яркие впечатления уже с момента приезда или встретить за ланчем в ресторане Cinco актера или продюсера, точно стоит остановиться в Das Stue.

По случайному знакомству я узнала, что подальше от центра Берлина есть уникальный музей Haus am Waldsee, где по средам можно позаниматься йогой вместе с любителями современного искусства. И конечно же, после хорошей тренировки пройтись по залам, где немецкие художники представляют свои работы на тему потерянного шедевра экспрессиониста Франца Марка. Я люблю загадки, а в истории пропажи его картины «Башня синих лошадей» их предостаточно.

Может где-то в стенах этого здания все еще есть ненайденный тайник с бережно свернутым полотном, ведь в последний раз его видели именно здесь…

Еще одно любопытное место на культурной карте Берлина – музей Кете Кольвиц. Если интересуешься историей Европы и ее воплощением в искусстве, тебе здесь понравится. А вот мне особенно было интересно, потому что Кете Кольвиц – художница-экспрессионист, ее работы впечатляют своей трагичностью и почти материальным воплощением тех жизненных трудностей, которые она пережила в связи со Второй мировой войной. Наверное, это не совсем правильное представление, но, видимо, исторически необходимое, поэтому многое в архитектуре и культуре этого по-своему замечательного города все еще тесно связано с военным временем. Но это легко забывается, когда ты по-настоящему знакомишься с современным и разноплановым Берлином.

А вот в Фонд Хельмута Ньютона нужно идти не только ради добавления перчинки в свое путешествие. Его фотоработы отражают самый популярный сейчас маркетинговый ход с уже переставшим быть достаточно провокационным лозунгом Sex sells. Модели в стиле ню для Vogue, известные персоны для личного архива и не только,все можно увидеть именно здесь.т Эстетика наготы, плавно пересекающаяся с намеками на эротику в обыденных сюжетах, – это творчество Хельмута, на которое равняются модные фотографы всего мира. А летом в новой экспозиции пресыщенную немецкую публику попробует эпатировать Марио Тестино (62). Получится ли?

Когда ты поймешь, что для гармоничного восприятия необходимо погрузиться в мир иного искусства – гастрономического, обрати внимание на ресторан Facil. Берлин завоевал звание не только одной из творческих и артистических мировых столиц, каждый год он притягивает все больше гурманов. Для того чтобы попасть в ресторан, не нужно удаляться от удобного маршрута по центру города, как иногда бывает с такого уровня заведениями (Facil награжден двумя заветными звездами). Еще несомненно удобно, что прогулка от здания Национальной галереи до царства высокой кухни займет не более получаса.

Кстати, сейчас еще можно застать выставку в Salongalerie. Галерея известна своими тематическими экспозициями. В начале мая открылась Summer Views, которая включает в себя работы известных экспрессионистов XX века. Особенно хочу порекомендовать работы Фрица Шефлера, в которых пересекаются графика и экспрессионизм, а игра цветом имеет большое значение. Стоит остановиться в зале, где представлены полотна художницы Марии-Луизы Хеллер, чей путь в творчестве, а также сами полотна дарят вдохновение многим современным авторам. Хеллер работала с линией и цветом – двумя важнейшими началами, которые она хотела примирить и вовлечь в новый диалог. И сегодня, годы спустя, художников впечатляют ее эксперименты с цветовыми сочетаниями и оттенками. В частности, чтобы добиться новых оттенков, она работала с распыляемой краской, наносила ее на разные виды бумаги и оргстекло.

В моем арт-дневнике столица Германии занимает достойное место, притягивая меня не только с художественной и гастрономической стороны. В ней всегда найдется что-то особенное и удивительное. За суровостью исторического бэкграунда мегаполис раскрывается с совершенно новой стороны, аутентичность и богатство культурной жизни придают ему неповторимый европейский шарм.

Реклама
Рекомендуем