Логотип Peopletalk

Как мыльный пузырь: что не так с музыкальной популярностью Ольги Бузовой и Элджея?

Как мыльный пузырь: что не так с музыкальной популярностью Ольги Бузовой и Элджея?
Купить рекламу

Музыкальная индустрия сегодня меняется быстрее, чем ты успеваешь прослушать альбом любимого исполнителя. Не исключено, что к моменту, когда ты дочитаешь этот текст, в чарты влетит новый хит-однодневка от артиста, чье имя еще вчера не знали даже соседи по лестничной клетке. Помнишь, как пару лет назад танцполы разрывала SuperSTAR Светланы Лободы, а примерно за год до этого из каждой колонки звучали Элджей и Feduk. Ольга Бузова, Тимати, даже Егор Крид – артисты, которые собирают самый высокий трафик на сайте PEOPLETALK (и поверь, на платформах наших конкурентов тоже), выставляют самые высокие ценники за пост в «Инстаграм» и снимаются в рекламе самых крупных брендов. Об этих музыкантах судачат глянец и анонимные телеграм-каналы, только вот парадокс – в самой индустрии они отнюдь не лидеры. Рейтинги возглавляют совсем другие исполнители. Кто на самом деле зарабатывает сегодня на музыке? И почему мы привыкли считать артистов эпохи Егора Крида сверхпопулярными по умолчанию? Читай в нашем специальном материале.           


Как мы делали этот материал?

Регулярно звезды хвалятся первыми строчками в музыкальных чартах, но если ты не Моргенштерн (который прикладывает скрины Apple Music в сторис), то за ультимативными заявлениями обычно тянется шлейф неудобных уточняющих вопросов: а кто составлял чарт, а сколько людей скачали трек, а как артист на этом заработал?

В России есть четыре крупных музыкальных стриминговых платформы: Apple Music, «Яндекс.Музыка», Spotify и VK Music. Мы связались с их представителями и запросили статистику по прослушиваниям за последние полгода. А так как данные у разных сервисов собираются в разных форматах (в зависимости от даты релизов и аудитории пользователей), то вписали их в общую картину, чтобы тебе было проще понять мир музыкальной индустрии и не запутаться в цифрах и именах.


Экс-Black Star и Ольга Бузова: кого нет в музыкальных топах?

Мы каждый день пишем, читаем и обсуждаем этих артистов, нам кажется, их популярность бессменна, но так ли это? Как показывают рейтинги, не совсем. Многих крайне популярных имен мы в топах за текущие полгода не увидели. Хотели было объяснить это банальным отсутствием новых треков, но нет же, вот вам последние релизы: Тимати – 29 мая «Шипы и розы», Ольга Бузова – 18 июня «Завязывай», Элджей – 9 июля SODA. 

А ведь всего три года назад треки Элджея «Минимал» и «Розовое вино» занимали две лидирующие позиции в рейтинге Apple Music «Топ-100 России: 2018 год». И что с ним сейчас? Постоянные слухи о разводе с Настей Ивлеевой и предполагаемые многотысячные убытки его звукозаписывающей компании «Сайонара Бойс».

Элджей — Алексей Узенюк (Фото: @sayonaraboy)

Чуть больше повезло Егор Криду, активно пролетавшему мимо топовых позиций, однако успевшему зацепиться за счет своего последнего – максимально хайпового – альбома Pussy Boy. Некоторые треки из него уже засветились в чартах (например, в VK Music), но вот задержатся ли они там надолго, как хиты того же Моргенштерн, – не факт.

Егор Крид (Фото: @egorkreed)

До последнего времени его судьба не сильно отличалась от истории Элджея. Егору в 2016 году принадлежали сразу несколько строчек в рейтинге топовых песен, по версии Apple Music, а сейчас только пара временных позиций, и то благодаря выходу нового альбома. Сейчас музыкант старается изменить формат привычных ему треков. Если раньше это был жанр поп, нацеленный на аудиторию девочек-подростков, то сейчас он выпустил свой первый настоящий рэп-альбом, пригласив поучаствовать в нем довольно сильных игроков жанра – OG Buda, Soda Luv и Mayot. Романтика, а вместе с ней и реклама средств от прыщей покинули чат, так что, возможно, все дело просто в затянувшейся смене имиджа.


Моргенштерн, рэперы и запевшие блогеры: кто возглавляет хит-парады?

Кто же на верхних строчках? Однозначно, настоящий король чартов – дерзкий Моргенштерн, чьи треки уже давно занимают первые места на всех платформах. Его песня Cristal & МОЁТ, которая вышла уже полгода назад, до сих пор находится на третьем месте в рейтинге Spotify. А альбом Million Dollar: Business, выпущенный в мае, занимает с первого по третье место в Apple Music, VK Music и «Яндекс.Музыке». И пусть против его творчества создают петиции, отменяют концерты и говорят о том, как плохо он влияет на молодежь, – Моргенштерн все равно востребован среди слушателей. 

А вот по поводу остальных артистов результаты музыкальных стриминговых сервисов сильно разнятся.

В Spotify лидирующие позиции занимают рэп-исполнители – тот же Моргенштерн, Скриптонит, Zivert и, к нашему удивлению, Алена Швец с Дорой.

Первые строчки «Яндекс.Музыки» принадлежат Artik & Asti и все тем же Zivert с Моргенштерном.

В Apple Music, правда, больше разнообразия: в пятерку топовых артистов вошли также Баста, Мот с треком «Не Бруклин» в дуэте с Lyriq и трек, который вот уже второй месяц занимает лидирующие места, – «Я в моменте» Эльдара Джарахова. Хоть его и привыкли считать блогером, Эльдар и до покорения YouTube занимался музыкой и пытался пробиться в индустрию. Правда, ранее ни одна из его песен так и не была оценена слушателями.

Рейтинг VK Music куда более впечатляющий и неожиданный – пока мы ориентируемся на одних артистов, слушатели социальной сети предпочитают другую музыку. Первые позиции чарта занимают треки рэп-исполнителей, о которых ты едва ли прочитаешь на PEOPLETALK, – 10AGE, Minelli, Branya, Macan и других артистов, которые ежедневно врываются на сцену из социальных сетей. В них, конечно же, мало кто верит, и вряд ли их считают конкурентам, но, судя по рейтингам в музыкальных чартах, будущее за ними!

Успокаивает лишь тот факт, что привычные нам HammAli & Navai и Моргенштерн тоже здесь присутствуют. Вот только скандальному артисту принадлежит место не в пятерке лучших, а во втором десятке!


И это мы не говорим про бессменную старую гвардию в лице Полины Гагариной, Димы Билана и Веры Брежневой! Да, они все еще считаются звездами А-класса в российском шоу-бизнесе, однако к современной музыке имеют примерно такое же отношение, как наши фотографии из путешествий во времена до пандемии к нынешней реальности (да, мы их любим и храним, они красивые, но, увы, не очень актуальные).      

Возможно, все те, кто был в пролете последние полгода, еще войдут в топы. Да и едва ли низкие музыкальные рейтинги могут помешать той же Ольге Бузовой или Тимати собирать стадионы. Однако стриминговые платформы – определенно показатель востребованности артиста и, конечно, важная часть его заработка. Наша музыкальная индустрия прекрасно доказывает, что хайп без творчества существует. Возможно ли творчество без хайпа – другой вопрос.

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.