Стоп, снято! Что ждет российское кино, кинотеатры и зрителей после отмены голливудских премьер и отключения Netflix?
В первый день марта крупные голливудские студии одна за другой заявили о приостановке проката своих кинокартин в России, затем, выждав паузу, с рынка ушел Netflix (для российских пользователей он сейчас доступен до конца действия подписки). Тогда в одночасье мы лишились запланированной премьеры «Бэтмена» с Робертом Паттинсоном, вслед за ней из репертуаров кинотеатров исчезли и другие фильмы: анимационный «Я краснею», супергеройские «Морбиус» и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», под большим вопросом сейчас остается и третья часть «Фантастических тварей». Афиша системно опустела в течение последующих нескольких часов, а еще через пару дней Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала открытое заявление, в котором говорится, что отрасль находится на грани ликвидации: кинотеатры могут потерять до 80 % планируемой выручки, обострена ситуация с техническим обеспечением, а «количество и качество российского кино не позволяет закрыть потребность в контенте». Да, для индустрии приостановка международного проката в России – проблема похлеще пандемии, хотя удар отрасль держит (самое время вспомнить про «окно возможностей»).
В «день отмены» в социальных сетях писали, что из России ушло самое массовое искусство про мир во всем мире – мультфильмы Disney. Много говорили о культуре вне политики, о самой сути кино, объединяющего людей из разных стран. Сейчас в качестве альтернативы международному «средству коммуникации» российские кинопрокатчики предлагают комедию «Хочу замуж» Сони Карпуниной и спортивную драму «Мистер Нокаут» Артема Михалкова. Им вторят «Холоп», «Движение вверх», «Батя», две части «Брата», «Салют-7», анимационные фильмы «Мельницы» про богатырей – ленты, выбранные дистрибьютерами «Наше Кино» и «Централ Партнершип» для пуска в повторный прокат.
Основатель Cinemaholics и главный редактор портала film.ru Катерина Карслиди подобные решения категорично называет концом индустрии, а кинокритик и ведущий программы «Кино началось» на «Москва FM» Роман Григорьев добавляет, что такие новости вызывают разве что грустную улыбку и вопрос «зачем»: «Запрет на голливудские фильмы показал, что России нечего ответить: нам, увы, не хватает масштаба, а старое кино можно посмотреть и дома. Отечественная индустрия покажет, чего она реально стоит. Я говорю это без критики, потому что критиковать тут нечего».
Катерина Карслиди
Потенциальный ущерб кинопрокатчиков за март он оценивает в несколько миллиардов: тот же «Бэтмен» мог бы собрать около полутора миллиардов. «Для сравнения на первом месте по сборам по состоянию на 2 марта находится приключенческий боевик «Анчартед: На картах не значится» с Томом Холландом, собравший 968 миллионов. И это мы говорим не о самом крупном релизе. Вообще, такие гиганты, как Disney, редко собирают меньше 500 миллионов – дальше считайте сами».
Роман Григорьев
«Сейчас сложно что-то прогнозировать или планировать. Кино всегда объединяло людей, это универсальный язык общения. Кинотеатрам будет сложно выжить исключительно на повторных прокатах».
Сеть «КАРО» на это отвечает коротко: «Будем работать с тем, что есть». А представители сети «Люксор» отмечают множество факторов, которые сейчас меняются каждый час и в силу которых невозможно судить о ситуации однозначно: «Самое важное – экономический и эмоциональный фон. Одни уже перешли в режим ожидания и стараются не тратить накопленное, другие совершают крупные покупки. Кино – это об эмоциях и впечатлениях. Не все готовы сейчас думать об этом, и мы понимаем такую позицию». Сейчас их кинотеатры продолжают показывать февральские премьеры, а в график на замену пропавшим фильмам, скорее всего, встанут ленты, собиравшие залы в декабре и январе, а также популярное российское кино прошлых лет.
«Кинотеатры еще не оправились от удара пандемии, поэтому прогнозировать, чем закончится этот кризис, пока сложно».
«Удар пандемии, впрочем, сейчас может показаться даже не таким критичным», – делится Катерина Карслиди, которая неуверенно делает ставку на камерные независимые проекты, но в целом называет ситуацию хуже пандемийной. «Многим залам, возможно, придется закрыться или на время приостановить работу. Там, где кинотеатры входят в экосистему торговых центров, наполняемость лучше, а вот отдельным площадям придется тяжелее», – рассказывает Роман Григорьев. Впрочем, критичный исход – конечно, не единственный доступный кинотеатрам сценарий. Режиссер Валерия Гай Германика, например, предполагает, что в кинотеатрах могут начать показывать сериалы, а это ответвление киноиндустрии с «Психом», «Беспринцыпными», Happy End и другими проектами в России сейчас явно переживает свои лучшие времена.
К слову о сериалах: после решений Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal и Paramount от российской части аудитории ушел Netflix. Впрочем, такое развитие событий было ожидаемым (сначала компания отказалась транслировать российские федеральные каналы, затем приостановила производство российских проектов), и теперь платформа теряет около миллиона подписок.
«Мы, если утрировать, можем откатиться до уровня «Торрента», DVD, видеомагнитофонов, которые пылятся на даче», – иронизирует Роман Григорьев. Правда, решаться на окончательное и полное отключение масштабного российского рынка от Голливуда студии пока не спешат, и в прокате у нас все еще остается шанс увидеть «Фантастических тварей: Тайны Дамблдора» (Warner Bros. из ближайших премьер отменили пока что только «Бэтмена»).
А из реестра запрещенных в России ресурсов к тому же вдруг пропал крупнейший в стране «пиратский» сайт RuTracker, заблокированный Роскомнадзором в 2016-м. Совпадение? Не думаем. Но и не призываем.
И пока большое кино старается держать оборону и заполнять пробелы тем, что есть, российские стриминговые платформы сейчас получают полный карт-бланш, заменяя вчерашним посетителям кинотеатров большие экраны. Выдержат ли они возросший спрос, не потеряв в качестве – вопрос, хотя Kion, Premier, «КиноПоиск HD», Okko и другие отечественные стриминги, судя по последним проектам, готовы дать отпор. В прошлом году, например, на экраны телеканалов и стримингов вышли 229 сериалов, только недавно состоялась премьера «Караморы» Данилы Козловского и «Идентификации» Владлены Санду, скоро свет увидят «Балет» Евгения Сангаджиева, «Обоюдное согласие» Валерии Гай Германики, «Номинация» Надежды Михалковой, «Надвое» Валерия Тодоровского с Данилой Козловским и Александром Петровым и многие другие громкие шоу. Чем не вполне достойный ответ, чтобы заполнить временную дыру в киносфере и наших зрительских сердцах?