Логотип Peopletalk

Ваш лучший защитник Готэма: как менялся образ Бэтмена в кино?

Главное изображение статьи
Реклама

Новоиспеченному Темному рыцарю, Роберту Паттинсону, сегодня исполняется 36 лет. Картина Мэтта Ривза, к слову, стала уже 11-м фильмом про Бэтмена, а впервые полнометражное воплощение история о защитнике Готэма получила в далеком 1966-м – это была нетипичная для мрачного характера героя комедия с Адамом Уэстом, продолжавшая одноименный сериал. С тех пор за роль, не считая телесериалов и мультфильмов, брались Майкл Китон, Вэл Килмер, Джордж Клуни, Кристиан Бэйл, Бен Аффлек, а теперь список исполнителей пополнил и Роберт Паттинсон. Те, кто помнят актера исключительно по «Сумеркам», к такому кастингу относятся со скепсисом, но несколько лет, которые он посвятил фестивальному кино (в этот же период его карьеры вышел триллер «Хорошее время», в котором он сыграл свою лучшую роль), должны помочь сделать из вчерашнего вампира сегодняшнего Темного рыцаря, достойного предшественников. Их в день премьеры самого ожидаемого фильма года и вспоминаем.


Майкл Китон

К моменту, когда Тим Бертон взялся за экранизацию «Бэтмена», Майкл Китон уже был одним из главных актеров Голливуда с устоявшимся комедийным амплуа («Ночная смена», «Опасный Джонни», «Блеф», «Битлджус»), совсем не подходившим герою с такой сложной судьбой. Отсюда и массовое недовольство, и 50 тысяч писем поклонников Темного рыцаря в офисе Warner Bros., и даже критика от художников DC Comics, а также главные страницы таблоидов с заголовками: «Мистер Мамочка (одна из самых известных комедийных ролей Майкла Китона. – Прим. ред.) сыграет Бэтмена?» Но решение было принято, и ни Тим Бертон, ни Warner были не намерены отступать.

Как окажется позже, их настойчивость предопределила будущий успех фильма: «Бэтмен» (1989) возглавил прокат, собрал 411 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов, получил высокие оценки и отзывы как критиков, так и фанатов, а Майкла Китона до сих пор вспоминают как одного из лучших Брюсов Уэйнов на экране. Даже несмотря на не особо удавшееся продолжение, вышедшее в 1992-м.


Вэл Килмер

После чуть менее удачного второго бертоновского «Бэтмена» (266 миллионов долларов) Warner Bros. приняли решение сменить режиссера, но вместе с ним пришлось искать замену еще и главному герою – Майкл Китон покинул проект вслед за Тимом Бертоном.

В итоге выбор киностудии остановился на Джоэле Шумахере («Время убивать») и Вэле Килмере («Тумстоун: Легенда дикого запада»), который согласился на предложение, даже не взглянув на сценарий. И их совместный «Бэтмен навсегда», вышедший в 1995-м, был, конечно, совсем не похож на то, что делал Тим Бертон: здесь было много красок, ярких костюмов и серьезный актерский состав в лице Джима Керри, Томми Ли Джонса, Николь Кидман и Криса О’Доннелла.

В другой ситуации это могло бы быть идеальным комбо для хорошего супергеройского кино, да и Вэла Килмера хвалили за более впечатляющие физические данные, чем у его предшественника, но на этом список его достоинств, увы, заканчивался. Основной претензией к новому Темному рыцарю была его неестественность и «эмоциональный диапазон как у зубочистки», зато вне кадра он, судя по рассказам Джоэла Шумахера, отыгрывал свое на полную: капризничал, скандалил и вел себя как ребенок. Из-за характера актера сотрудничество с ним прекратили, хотя после Шумахер называл бывшего коллегу лучшим Бэтменом в кино.


Джордж Клуни

Следующим, кто надел костюм летучей мыши все также под руководством Джоэла Шумахера, стал Джордж Клуни, который на тот момент был на пике популярности благодаря сериалу «Скорая помощь». И с ним в «Бэтмене и Робине» (1997) все поняли: Вэл Килмер был еще вполне сносным вариантом.

«Бэтмен и Робин»

Экранизация получила 11 номинаций на антипремию «Золотая малина» и статус одного из худших фильмов в истории кино в принципе, а нелепые соски на костюме Клуни даже получили название Batnipples.

#batman forever from LEOFROMTHEDARK

Сам актер до сих пор шутит, что убил франшизу, и после этой части дела с «Бэтменом» действительно не шли в гору: производство следующего, пятого фильма отменили, супергеройский жанр переживал не лучшие времена, а серии фильмов о Темном рыцаре требовалась мощная перезагрузка. 


Кристиан Бэйл

После абсолютного провала «Бэтмена и Робина» новый Брюс Уэйн был обязан получиться идеальным от и до, и возрождение жанра и франшизы Warner Bros. доверили Кристоферу Нолану, в нулевых зарекомендовавшему себя детективным триллером «Помни» (2000) и психологическим триллером «Бессонница» (2002), но еще не ставшему крупным режиссером. А его новым героем стал бывший «Американский психопат» и «Машинист» Кристиан Бэйл, которого позже назовут образцовым Темным рыцарем.

Концепт «Бэтмена: Начало»

Для широкой аудитории оба их имени были относительно новыми, но «Бэтмен: Начало», представленный публике в 2005-м, изменил все: фильм называли лучшей экранизацией комиксов в истории, а самого режиссера хвалили за идеальное попадание в цель.

Это было то, к чему, казалось, стремился еще Тим Бертон и чего требовала история: серьезная, глубокая, мрачная драма без лишней мишуры и с вагончиком травм, которые тянутся за защитником Готэма из детства.

Грандиозный успех, подкрепленный номинацией на «Оскар» за операторскую работу, обеспечил нолановскому «Бэтмену» два сиквела, не менее успешных и суммарно вместе с первой частью собравших в прокате почти 2,5 миллиарда долларов (сейчас с такой кассой могут соревноваться разве что лучшие проекты Marvel).

Кадр из фильма «Темный рыцарь»

Эта трилогия вывела супергеройский жанр на новый уровень, а вторая ее часть – «Темный рыцарь» 2008-го – и вовсе стала культовой. Благодаря и роскошной игре Кристиана Бэйла, и из-за Хита Леджера, гениального воплотившего на экране Джокера.

Для актера эта роль стала предпоследней – 22 января 2008 года его нашли мертвым в собственном доме в результате острой интоксикации. Через год после трагедии его удостоят посмертного «Оскара» в номинации «Лучший актер второго плана», впервые присудив награду за фильм, основанный на комиксах.


Бен Аффлек

Последний нолановский «Бэтмен» с Кристианом Бэйлом – «Возрождение легенды» – вышел в 2012-м, а через год вместе с премьерой «Человека из стали» о Супермене началась эра киновселенной DC, в которой планировалось объединить разных персонажей комиксов. Компания требовала нового Темного рыцаря и получила его в лице Бена Аффлека, но, увы, эффекта разрывной бомбы, как в случае с его предшественником, не случилось.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

К тому же Зак Снайдер не удостоил героя сольным фильмом и принял решение посмотреть на Брюса Уэйна с другого угла: так появился «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» 2016-го, встреченный в штыки и получивший четыре «Золотых малины». Поклонники его буквально ненавидели, критики отзывались прохладно, а грустный Бен Аффлек на интервью по случаю премьеры вообще стал мемом.

Свое соло, которое, может, и могло бы исправить ситуацию, он так и не получил, а в следующий раз надел черный плащ в «Лиге справедливости», но снова без особого успеха. Тогда фильм Зака Снайдера, обещавший вывести киновселенную DC на новый уровень, к сожалению, пришлось заканчивать без режиссера, покинувшего проект из-за самоубийства дочери, а Крис Террио, сменивший его на этом посту, переделал историю о супергероях на свой лад. «Лига справедливости» в своем поправленном виде идеально соответствовала формату кинотеатров (версия Зака Снайдера длилась около четырех часов и, конечно, вряд ли была бы допущена), но не отвечала требованиям поклонников и провалилась по отзывам. Пройдет четыре года, и Зак Снайдер все-таки исправит ситуацию: выпустит «Снайдеркат», режиссерскую версию, подарив зрителям один из главных фильмов 2021-го.

На самом деле претензии копились скорее к студии, чем к самому Бену Аффлеку, и он даже грезил мечтой снять собственный фильм о Бэтмене, но не сложилось. Сейчас говорят, что, по большому счету, актер, может, и был хорош, просто снимался в плохих фильмах, но проверить это уже ни ему, ни нам не дано.


Теперь эстафету перехватывает Роберт Паттинсон под руководством Мэтта Ривза, и это вполне может дать Темному рыцарю новый виток развития.

«Бэтмен»

Актер, за последнее десятилетие заработавший уверенное драматическое амплуа, рассказывал Vanity Fair France о подготовке к роли: «Бэтмен – это роль, в которой мне нужно научиться лучше изображать двусмысленность. Не может быть и речи об изображении персонажа в одном цвете. Это прекрасно, когда люди будто живут в двух состояниях одновременно».

А в разговоре с Variety Studios дополнял: «В конечном итоге он (персонаж. – Прим. ред.) не знает, хороший он человек или нет». Каким в итоге получился его Бэтмен и повторит ли фильм успех Кристофера Нолана? Увидим!

Реклама
Рекомендуем