Я против того, чтобы погибать на работе. Человек не для этого рожден: Елена Лядова о современном кино, претензиях к себе и новом поколении
У нее за плечами три премии «Ника» и «Золотой орел», «ТЭФИ», главный приз Московского кинофестиваля, и она приезжает на нашу съемочную площадку – в номер отеля – без опозданий, с милой улыбкой и просьбой заказать завтрак, потому что ко времени обеда все еще не успела поесть. Да, даже в диком столичном графике Елена Лядова находит время, чтобы обсудить с нами один из предстоящих проектов – сериал «Вне себя» Александра Дулерайна (с 18 ноября на видеосервисе Premier), продюсера «Измен», «Звоните Дикаприо!», «Домашнего ареста». И даже несмотря на почти 20-летний опыт, актриса признается, что эта премьера стала для нее экспериментальной – обязывала ее героиня, фантом, преследовавшая главного героя в исполнении Евгения Стычкина и действовавшая без всяких законов, по которым обычно работает кино. Об этом, развитии российской индустрии вообще и влиянии современного контента на нашу жизнь поговорили в интервью.
Что изначально зацепило в сериале «Вне себя»?
Обычно цепляют люди, и в данном случае этим человеком стал шоураннер проекта Александр Дулерайн. Уже после заинтересовали идея и коллеги по съемочной площадке. Кастинг замечательный: Евгений Стычкин, Евгений Цыганов, с которым мы уже работали (тем приятнее было встретиться в кадре вновь), Анна Котова-Дерябина, прекрасная острохарактерная актриса, с которой я мечтаю поработать еще раз. Все сошлось как пазл.
Моя героиня – фантом, и уже это само по себе непросто. Нет законов: она может вести себя как угодно, делать что вздумается, без какой-либо причинно-следственной связи и логичного поведения. Ей по большому счету ничего не надо, и такую психологию сложно выстроить: она не поддается драматическому анализу, к которому мы привыкли, так что Станиславский слабо помогает со своим волшебным «если бы». Вот если бы я была фантомом, то что? Ничего. Сложно фантазировать, потому что нет исходной точки, но мы справлялись как могли и в итоге получили собирательный образ, собранный, правда, непонятно из чего. Хотелось показать такую бабу, которая действительно выносит мозги мужчине, мешает ему жить, преследует только свою задачу быть с ним и дышит ему в затылок – вот драматическая основа моего персонажа. Наверное, это похоже на настоящих женщин. Сложно, когда на тебя не обращают внимания, делают вид, что тебя нет. Это была психологическая ломка: кричишь, не кричишь, а тебя будто не существует.
Легче импровизировать или придерживаться конкретных сценарных задач?
Конечно, всегда проще делать по инструкции: взял таблетку, смотришь, когда ее принимать. Кто, что, социальный класс – обычно все прописано. На лыжню тоже вставать всегда проще на накатанную, чем просто в снег. Можно сказать, что, когда есть выстроенная система – это раскраска, а когда ничего нет – просто чистый альбом. Сиди и рисуй.
Полный метр или сериалы?
Я люблю полный метр за емкий и конкретный материал, за меньшее количество задач, короткую дистанцию в развитии событий. Мне в нем комфортнее, но не скажу, что проще.
Когда у тебя 154 появления только в одном сезоне сериала, встает вопрос: чем удивлять будем, как оставаться интересной зрителю, запоминающейся? Я вообще за то, чтобы все было легко: пришел, за полчаса все сделал, поехал домой. Я против того, чтобы погибать на работе. Человек не для этого рожден совсем.
Смотрите проекты со своим участием или вы из тех, кто предпочитает закрывать страницу сразу и двигаться дальше?
Я всегда их жду, это же моя работа, ее результат, итог моего мышления, роста, который нужно увидеть, чтобы адекватно относиться к себе и делать работу над ошибками. Я не боюсь увидеть себя на экране и не понравиться себе – значит, мне еще есть куда стремиться. Конечно, до Эвереста не всегда получается допрыгнуть и бывают претензии, но чаще всего я отрабатываю неплохо. По крайней мере, мне так кажется.
Зачем заниматься лишним кокетством? Если я сделала все по-настоящему хорошо, то не буду гневить судьбу и причитать, какая я ужасная.
Моя работа – социальная, для людей, считай, сфера услуг, и высшая цель здесь – оказывать эти услуги добросовестно, приносить пользу обществу, хотя бы одному человеку. Может, он улыбнется, глядя на меня, или увидит выход из собственной ситуации в жизни, поймет, что он такой не один?
Есть анекдот про человека, который пришел к богу после смерти и говорит: «За все благодарен, спасибо, но я не понял, в чем мое предназначение было?», а бог ему отвечает: «Помнишь, в 1987 году в ресторане «Прага» c соседнего столика попросили соль передать? Вот ты и передал». Я передаю соль, будучи актрисой, и думаю, что искусство действительно влияет на людей.
В чем ваша главная ценность и уникальность как актрисы и как человека?
Все еще стремлюсь быть хорошим человеком, пока я на первой ступени.
Есть «претензии» к российскому кино?
Наш рынок только развивается, и не хочется его ругать. Сейчас основной упор делается на молодежь и соответствующую публику – платежеспособную, имеющую доступ к стриминговым платформам, но будем честны: в регионах о таком даже не слышали. Люди старшего поколения не догадываются о существовании многих проектов и никогда о них не узнают – у них нет подписок, телевидения с доступом к Netflix. В этом смысле наше современное кино – прерогатива больших городов, и в этом главное отличие российской индустрии от американской, у которой много ресурсов для разных категорий зрителей.
Мы много лет зависели от государства, а сейчас только начинаем делать самостоятельные шаги и делаем ставку на молодых, сменивших Янковского, Збруева, Терехову. Среднему поколению остается советский кинематограф, хотя если посмотреть на Голливуд, то там, наоборот, основной пласт звезд старше 40 лет (Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Леонардо ДиКаприо) и проекты взрослые про взрослые проблемы, отношения, конфликты.
Какие у вас отношения с социальными сетями?
Полурабочие. Я спокойно веду Instagram, но для меня это не что-то личное: я анонсирую проекты, фотосессии, интервью, напоминаю людям, как я выгляжу.
Как относитесь к проникновению TikTok в сферу кино? К блогерам, внезапно ставшими актерами?
У меня не было таких партнеров, на своем опыте я судить не могу, но против ничего не имею. Их приглашают, они востребованы. Мы же понимаем, для чего их привлекают. Для расширения аудитории, той же молодежи, повышения количества просмотров за счет подписчиков этих ребят.
Хотя давайте честно: этот миллион из Instagram, как правило, физически никуда не ходит и деньги не платит.
Америка строит бизнес на взрослых серьезных людях, которые в выходные дни проводят сутки в торговых центрах и ходят в кинотеатры: утром на детский фильм, днем на семейный, вечером на свой, взрослый. А аудитория, на которую ставим мы, неплатежеспособная.
Вообще, в этом сложном мире что-то монетизировать честным способом – уже большая заслуга. Раньше собирали бутылки, сейчас зарабатывают на собственных фото.
Наверное, TikTok – это не самое плохое развлечение. Все же лучше пива на лавочке, согласись. Однако, как показывает история, из тех, кто пил пиво на лавочке, иногда тоже вырастали гении.
Лучший способ отдыхать?
Проводить время дома и не напрягаться, не слышать будильника и не чувствовать ответственности (о, это страшное слово!). Змея ответственности, мне кажется, сжирает человека, поэтому, когда она спит, можно и расслабиться.
Как искусство меняет людей?
Искусство – это про духовный рост, который не позволит делать что-то плохое. В этом разница между настоящим искусством и популярным сегодня контентом, после которого люди готовы на насилие. Поясню, фильмы про войну были всегда, но после них дети не шли убивать фантомных фашистов в школе.
Шляпа, блуза, юбка, все Pennyblack; жакет, Mango; шляпа, PENNYBLACK; серьги, Ultra Jewelry
Жакет и блузка, все IMBLAZEME; джинсы, Weekend Max Mara; туфли, Bally; серьги, Ultra Jewelry
Брюки и жакет, все IMBLAZEME; туфли, Bally; серьги, Ultra Jewelry
Жакет, брюки и туфли, все Roberto Cavalli; платок, Massimo Dutti; браслеты и колье, все Ultra Jewelry
Платье, Mango; сапоги, Max&Co; колье, Ultra Jewelry
Благодарим отель Mercure Арбат Москва за предоставленную локацию!
Фотограф: Федор Битков. Стилист: Ксения Васильева. Визажист: Галина Пантелеева для Make Up For Ever. Ассистент фотографа: Павел Веденькин @kometa_rent. Ассистент стилиста: Елизавета Злотолинская. Продюсер: Ася Лейб.