Логотип Peopletalk

«Захочу – ударю, шаришь?»: как русский рэп стал пропагандой абьюза и сексизма

В «Грустной песне» Егор Крид, Моргенштерн и Thrill Pill поют: «Эта #@&! хочет денег, поработай в постели, baby» и «Захочу – ударю, шаришь?», а один из авторов трека – Моргенштерн – позже в интервью Юрию Дудю рассказывает: «Это просто провокация, я не вижу в этом ничего такого, музыкальный прикол». И таких «приколов» в текстах отечественных исполнителей много. Как песни русских рэперов влияют на наши представления о женщинах, отношениях и мире в целом? Разбираем тексты с психологами, психиатрами и продюсерами!


Вероника Сысоева
Врач-психиатр, нарколог,​ психотерапевт, к.м.н., эксперт по работе с подсознанием

На самом деле, музыка только создаёт определённое настроение в зависимости от ее стиля или может усилить уже имеющиеся эмоции, а мировоззрение закладывает семья, окружение, информация, которой интересуется человек. Если соответствия нет, для нас этой песни не существует, как и отдельных ее слов. Больше того: одну и ту же песню мы слушаем по-разному! В одни слова вслушиваемся, другие пропускаем мимо ушей или перематываем. «Захочу — ударю, шаришь?» Моргенштерна значит гораздо больше, чем можно подумать. Она о внутренней силе, свободе и собственном выборе. Не нужно трактовать современные тексты песен буквально, их слова – метафоры. Моргенштерн именно об этом говорит в своих интервью, пропагандирует, и, соответственно, поёт. Подобные слова песен –​ просто запланированная провокация, многократно увеличивающая​ популярность артиста. Если ты слышишь в метафорах песен что-то неприятное, даже опасное, то это отражение внутренних страхов и ограничивающих убеждений. И это не про автора песни, это про нас. Была бы я против, если бы мои дети слушали песни Моргенштерна? Нет! Это человек, собравший все свои недостатки и превративший их в топливо для карьерного, финансового и личного роста.


Анастасия Адерес
Частный продюсер, «Пиарщик года 2018» по версии Megapolis Time

Рэп всегда был и остаётся культурой свободы и некого протеста, но на примерах современных текстов мы ​чаще сталкиваемся с подменой понятий. Фразы «Захочу – ударю, шаришь?» и подобные высказывания не имеют ничего общего со свободой, якобы демонстрируемой: это лишь деградация личности и внутренние слабость и пустота. Причём не только того, кто это написал и говорит, но и тех, кто это слушает, лайкает и подписывается. Настоящее искусство в любом своём проявлении направлено в первую очередь на улучшение человека и на исправление наших несовершенств, а не наоборот.


Наталья Толстая
Психолог, психоаналитик, к.м.н., посол фонда «Линия жизни»

Рэп – это не показатель культуры, а настоящая жизнь. Мужчина чаще всего говорит от первого лица, то есть позиционирует себя: «Я такой, а ты как хочешь: хочешь – оставайся, хочешь – нет». Это к вопросу о строчке: «Захочу – ударю, шаришь?». Мужчина говорит, какой он, ничего не скрывает. Если женщина выбирает такого, способного ударить, то это её моральный выбор. Рэп – это сейчас модно. Конечно, это оставляет какой-то отпечаток на молодёжи. Те, чья психика послабее, думают, что раз люди находятся в топах, зарабатывают огромные деньги, значит, так можно. Люди с более крепкой психикой понимают, что можно жить на сопротивлении, когда он говорит: «Захочу – ударю», а я никогда не ударю.


Алексей Коваленко
Психолог

Унижение женщин – это такая же провокация, как у Ницше, когда он заявлял: «Идёшь к женщине — бери плетку». Как-то Джона Леннона обвинили в том, что песня Imagine немного расходится с его капиталистическим образом жизни и он сказал в ответ: «Это же просто песня». Исполнение рэпа дает возможность прославиться, а провокации в текстах дают больше лайков и денег. Меняет ли музыка наше мировоззрение и может ли искажать его? Однозначно да. Причем перемены происходят на гормональном уровне.


Владимир Крупин
Психолог, психиатр

Любая культура – это отражение того самого общества, в котором эта культура и произросла. В какой-то момент наше увлечение чьим-то творчеством начнет переформировывать и нашу картинку мира. Мы в любом случае задумываемся о смысле слов в песнях любимого или уважаемого нами музыканта. Как это работает: живет человек, учится, работает, в меру сил старается жить интересно и ему даже в голову не придет кого-нибудь, например, ударить. А потом у любимого исполнителя в песне вдруг слышит «Захочу – ударю, шаришь?», и он, как в том анекдоте: «А что, так можно было?» Речь не идёт о том, что он сразу пустится кото-то бить, но, возможно, впервые задумается о том, почему для уважаемого им исполнителя такое возможно? И он невольно оказывается в конфликте с самим собой, выбраться из которого можно по-разному: если авторитет артиста силен, а все, что он говорил прежде, точно попадало в самые отдаленные уголки души, то противостоять такому может оказаться весьма затруднительно. Насколько велико в целом такое влияние? Полагаю, что весьма велико, если не огромно.

Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.