Логотип Peopletalk

Как бороться с буллингом в рабочем коллективе и социальных сетях: отвечают эксперты

Главное изображение статьи
Купить рекламу

Травля – проблема не только детей. Взрослые также сталкиваются с буллингом. Только унижения теперь происходят не в школе, а, например, на работе или в Интернете и именуются иначе.

Регулярное психологическое давление в профессиональном коллективе принято называть моббингом. Чаще всего с ним сталкиваются новые сотрудники. У оскорблений масса причин: унижают из-за зависти, личной неприязни или из-за своеобразного «обряда посвящения» в коллектив. К моббингу относятся постоянная и необоснованная критика, бойкот, обесценивание профессиональных навыков, угроза, клевета, сексуальные домогательства. Регулярная травля в коллективе приводит к стрессу, на фоне которого могут появится проблемы со здоровьем – ментальным и физическим.

Рабочий коллектив – не единственное место, где взрослый сталкивается с унижениями. Хейт присутствует в социальных сетях. И у этого явления тоже свой термин – кибербуллинг. В России 28 % мужчин и 21 % женщин в разное время становились жертвами нападок.

Сегодня, в Международный день борьбы с буллингом мы поговорили с экспертами и расспросили их, как вести себя в разных ситуациях, связанных с психологическим давлением, и не стать жертвой подобного насилия.


Буллинг в рабочем коллективе: как быть?

Гаянэ Асадова, эксперт по коммуникациям, основатель PR-бюро AsadovaCOM

Травят того, кто отличается, кто не вписывается в установленные коллективом нормы или представление о работе. То есть поводом для моббинга может служить неординарная внешность, национальность, слишком усердное стремление сделать работу хорошо или лучше всех, мягкий характер, доброта и уступчивость, карьерные успехи и все, что выходит за рамки устоявшихся традиций в коллективе.

Что делать, если столкнулся с буллингом на работе? В первую очередь надо отстаивать свои границы и не нарушать чужих. Делать это желательно без агрессии, но уверенно. Можно прямо сказать оппоненту, что именно для вас является нарушением границ. Это уместно в тех случаях, когда коллега вдруг берет на себя роль руководителя и пытается контролировать ход выполнения вашей работы, повышает голос, позволяет неуместные комментарии по поводу внешнего вида или привычки пить чай, например, с сахаром.

В некоторых коллективах переход на «ты», снисходительный тон и советы без запроса также можно расценивать как нарушение границ.

Когда ситуация заходит в тупик и не удается найти общий язык с коллективом, следует обсудить ее с вышестоящим руководством. Руководители не заинтересованы в том, чтобы межличностный конфликт в коллективе влиял на показатели работы, и грамотный начальник поможет «разрулить» ситуацию.

Важно понимать, что вы не приходите жаловаться к начальству, а обращаетесь за помощью в разрешении конфликта. Взрослая позиция, аргументы и четкое описание случаев травли и своих попыток решить ее – ваши инструменты в конструктивном диалоге с начальством.

Что делать, если буллинг идет со стороны начальника? Уволиться в таком случае – самый простой вариант. Но если эта работа вам необходима и вы видите свои перспективы в компании, стоит задуматься, как можно решить этот вопрос наилучшим для себя способом. В общении как с руководителем, так и с коллегами не стоит позволять нарушать свои границы, не нужно нарушать чужих.

Если начальник на вас кричит, постарайтесь спокойным голосом сказать, что можете вести диалог, не повышая голос.

Диалог крайне важен. Попробуйте пообщаться с руководителем откровенно и выяснить, в чем причина давления, расскажите, какой формат общения был бы вам комфортен. Возможно, неприемлемый для вас стиль руководства не имеет ничего общего с буллингом, а лишь является «особым» стилем управления начальника. В любом случае решить эту ситуацию можете только вы как взрослый человек, приняв на себя ответственность.

Либо вы определяете с руководителем спорные моменты и пытаетесь их решить, либо увольняетесь.

Как быть, если стал свидетелем буллинга? Все зависит от вашей позиции в компании и принятого стиля управления. Если вы линейный сотрудник и стали свидетелем буллинга начальника в сторону вашего коллеги, не спешите вмешиваться.

С одной стороны – это нарушение субординации, с другой стороны, так вы оказываете помощь, о которой вас не просили. Ваша помощь может стать «медвежьей услугой», а вы сами окажетесь втянутым в конфликт.

Если все-таки вы испытываете стремление помочь коллеге, в любом варианте моббинга – как в горизонтальном, так и в вертикальном, пообщайтесь сначала с ним и выясните, чем вы можете ему помочь.


Буллинг в социальных сетях: что делать, если с ним столкнулся?

Юлия Родочинская, маркетолог, коуч

Травлю мы сейчас активно наблюдаем в социальных сетях уже второй месяц. Интересно, что основной хейт идет в Instagram *.

* Признан экстремистским и запрещен на территории России.

Нужно понимать, что в текущей ситуации вероятность столкнуться с буллингом стремится к 100 %. Да, люди имеют право высказывать свое мнение, но оскорбления терпеть не нужно. Что же делать в таких случаях? В некоторых социальных сетях есть возможность заблокировать или скрыть получение сообщений и комментариев, в которых содержатся определенные слова. Блокировать пользователей тоже можно.

Вы имеете право выразить любое свое мнение или промолчать – правильным будет любое решение, которое обеспечит ваш комфорт. Разрешите себе любые действия (в рамках закона, конечно), это снижает градус.

В первую очередь думайте о себе. Если чувствуете, что вам тяжело находиться в инфопространстве социальных сетей, то никто не может заставить вас в нем оставаться. Вы можете просто покинуть соцсети на время, либо нанять администратора для своего аккаунта, который будет отвечать на сообщения и комментарии.

Как поступить, если хочется высказаться, но вы опасаетесь, что такое выступление спровоцирует хейт и травлю? Если есть потребность, закройте аккаунт и разместите сообщение только для своей аудитории, чтобы вас не травили пользователи сторонних сервисов. В противном случае массовые жалобы от них могут привести к блокировке аккаунта.

Юлия Столярова, бизнес-психолог

Источник злости, агрессии, зависти и другого деструктива внутри человека – это его боль. Когда во внутреннюю боль осознанно или неосознанно бьют ситуации или люди (последние часто ранят просто своим присутствием), то человек начинает защищаться. Часто это проявляется в виде буллинга, агрессии, направленной в сторону других людей.

При рассогласованности частей личности человек начинает пытаться прикрыться той реальностью, где он хотя бы внешне силен. Но, оказывается, что боль никуда не делась, она будет находиться с ним до тех пор, пока ее не излечить.

Если травят вас, заметьте, какие чувства вызывает конкретная ситуация. Например, вам страшно, обидно, вы «падаете» и ничего не делаете или же, напротив, хотите рвать и метать.

Идеальный алгоритм действий: брать поднявшиеся в вас чувства и идентифицированные стратегии поведения в проработку и выходить в чистое состояние. Тогда внешние ситуации не будут проявлять вашу уязвимость, а вы сможете здраво принимать решения и коммуницировать из взрослого состояния, начнете взращивать внутренние опоры, личные границы и самоценность.


Как общаться, чтобы тебя не обидели?

«В нашем обществе вежливость часто воспринимается как слабость» — говорит Юлия Родочинская. «Принято считать того, кто ведет свой бизнес экологично, бережно и вежливо, безвольным и слабым. Но на самом деле это не так – принятие и вежливость заканчиваются за пределами допустимых границ.

Если человек бесцеремонно вторгается в ваше пространство, то вы можете высказать ему свое мнение на этот счет. Более того – это непременно нужно сделать для вашего собственного комфорта.

Не обвиняйте, используйте «я-сообщения»: я чувствую себя неприятно, когда ты так делаешь, прекрати или нам придется начать общаться иначе. Часто такой подход пресекает травлю, конфликт становится исчерпан».

Гаянэ Асадова: «Есть такое понятие, как «цифровой этикет» – это свод правил, который нам всем знаком с детства, но адаптирован для цифровой среды. Основная идея цифрового этикета заключается в человечности. Важно понимать, что люди в Интернете – это те же люди, что и в обычной жизни. В нашем обществе не принято подходить на улице к незнакомому человеку и, например, высказывать свое мнение о его внешности, кричать на него, ругаться и оскорблять. Это же недопустимо и в цифровом мире. Уважайте собеседников, не переходите на личности, не критикуйте, но и не позволяйте этого по отношению к себе.

Так же как и в жизни, где вы можете просто отвернуться и уйти, в Сети вы можете заблокировать обидчика, не вступая с ним в перепалку. А можете и «покричать» друг на друга, а потом рассказать об этом всем. Но вот только ваши нервы будут этому не рады. Конечно, оппоненту можно просто сказать, что мнение этого человека вы не спрашивали и оно вам неинтересно. Но, как правило, начиная таким образом диалог, вы даете «пищу» для дальнейшей травли и давления на вас».

Купить рекламу

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.