От токсичной маскулинности до новой мужественности: как менялся образ «настоящего мужчины» в кино?
Красавчики с белоснежной улыбкой, настоящие мачо, герои блокбастеров, спасители мира, интеллектуалы и обольстители – повышенное внимание к мужским образам в кино было обеспечено еще со времен немых фильмов. Это было в 20-е годы прошлого столетия, и с тех пор представления о «настоящем мужчине» на экране неоднократно претерпевали изменения, а культовыми персонажами, в разное время формировавшими целые поколения, становились Джеймс Бонд, Люк Скайуокер или Индиана Джонс. Как ролевые модели для общества мужские образы почти всегда отвечали требованиям времени, и сегодня, в эпоху #MeToo, новой этики и сильных женских характеров как в искусстве, так и в жизни, тоже адаптировались к изменениям: теперь вместо повсеместных героев боевиков и вестернов на экране все чаще появляются профеминисты (Ньют Саламандер в «Фантастических тварях», Стив Тревор в «Чудо-женщине», Макс Рокатански в «Безумном Максе») или тонкие персонажи, как в «Девушке из Дании» и футуристической драме «Она».
В главный мужской праздник, 23 Февраля, вспоминаем, как менялся подход к изображению мужественности от десятилетия к десятилетию.
Немые комедианты
Чарли Чаплин стал одним из первых узнаваемых мужских героев в кино и завоевал любовь зрителей сразу же после премьеры дебютного короткометражного фильма «Детские автомобильные гонки» в 1914-м.
Созданный им Бродяга Чарли был веселым и добрым романтиком, который живет, как ему хочется, часто попадает в переделки, но всегда заканчивает свои истории на позитивной ноте.
Он оставался на пике популярности еще около 20 лет, но публика уставала от плоских комедийный зарисовок, поэтому и Чаплин становился глубже и местами даже драматичнее: в фильме «Малыш» (1921) он, например, борется с социальной несправедливостью, а «Новые времена» (1936) показывали изменившийся мир индустриального общества во времена Великой депрессии в США.
«Короли Голливуда»
С появлением в фильмах звука (это случилось в 1927-м) изменились и требования к актерам: теперь вместо выразительной мимики, яркой внешности и театральности кинематографу были нужны харизматичные красавчики с низким голосом и белоснежной улыбкой.
Такие парни были способны и победить зло, и завоевать даму сердца, а еще, как правило, оказывались первоклассными певцами и танцорами – неудивительно, что в 30-е такой мужской образ возвели в культ, а Хамфри Богарта, Кларка Гейбла, Кэри Гранта и другие актеры стали звездами первой величины.
Все трое, кстати, признаны Американским институтом киноискусства величайшими звездами в истории кино, а Кларк Гейбл получил статус короля Голливуда.
Образцовые парни
Пока на экране в 30-е блистали голливудские иконы в костюмах с бабочками, в Америке разгоралась Великая депрессия, которая позже, к 40-м, приведет к появлению нового типа мужского персонажа. Общество требовало пример для подражания, образец, за которым можно следовать, и Голливуд ответил неоднозначными героями, переживающими масштабные внутренние перемены.
Причем иногда это были антипримеры, как в случае с «Гражданином Кейном» (1941) Орсона Уэллса, где главный герой – медиамагнат Чарльз Фостер Кейн – из «слуги народа» превратился в корыстного тирана, использующего власть и деньги в своих интересах.
Его образ для американского зрителя стал символом краха капитализма и наглядным примером человека, свернувшего с праведного христианского пути, а саму драму следующие несколько десятилетий называли лучшим фильмом всех времен и народов.
Позже, в 1946-м, уже после окончания Второй мировой войны, на экраны вышла картина Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь», в центральном персонаже которой каждый житель Америки мог узнать себя: в погоне за «американской мечтой», не выдержав навалившихся финансовых, семейных и личностных проблем, главный герой решает покончить с собой, но явившийся к нему ангел помогает понять, что его жизнь не так уж и плоха.
В свое время эта драма попала идеально: общество нуждалось в духоподъемных историях и вере в светлое будущее после экономического кризиса, волны самоубийств и растущего уровня преступности, а «Эта замечательная жизнь» давала тот катастрофически необходимый «хэппи энд».
«Бонд, Джеймс Бонд» и возрождение вестерна
На смену примерному и заботливому семьянину, популярному в начале 40-х, пришли секретные агенты и шпионы – настоящие джентльмены и первоклассные бойцы. Это случилось с началом Холодной войны, в 60-х, когда хотелось верить в кого-то сильного и почти неуязвимого, и такой герой как раз был на страницах романов британского писателя Яна Флеминга.
Экранизации историй о секретном агенте разведки MI6 Джеймсе Бонде имели огромный успех и сделали звезду мировой величины из Шона Коннери, а затем и из других актеров, бравшихся за роль: среди них Роджер Мур, Тимоти Далтон, Пирс Броснан и Дэниел Крейг, который попрощался с бондианой только в прошлом году, посвятив ей 15 лет своей карьеры.
007 отличался немногословностью, решительностью, профессиональным владением оружием и, конечно, приличным списком любовниц (этот тип женских образов на экране так и называется – «подружка Бонда») – что еще нужно для спасения мира?
Вообще, шестой десяток XX века стал плодотворным на новые образы, и вместе со шпионскими боевиками свой расцвет переживал вестерн.
Когда на экраны вышла «Долларовая трилогия» Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой») с Клинтом Иствудом в роли бесстрашного ковбоя, интерес к жанру возрос до небес, а самого актера сделал иконой.
По сути, его «человек без имени» был аналогом современных супергероев – сильным, искренним и обожаемым женщинами. Разве что без сверхъестественных способностей.
Дон Корлеоне и «свой парень»
70-е прошли для кинематографа под эгидой революции в гангстерском кино и эры блокбастеров.
Сначала, в 1972-м, на экраны вышел «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, культовый и один из лучших в истории фильм, настоящий учебник для понимания драматургии со ставшими классикой мужскими образами в исполнении Марлона Брандо, Аль Пачино и десятка других актеров первой величины. Во-первых, это было очень стильное кино в лучших традициях мафиози, во-вторых, оно на отлично справлялось с целью показать преемственность поколений, суровость жизни и исключительного бандита, заботящегося о близких, которому сопереживаешь, несмотря на всю его жестокость. «Крестный отец» положил начало одному из самых грандиозных эпосов в индустрии, а зрителям подарил вечные архетипы.
Позже, в 1975-м, с премьерой «Челюстей» Стивена Спилберга в кино началось засилье блокбастеров. Для своего времени (да и сейчас) этот фильм был шедевром, отсюда и 260 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 7 миллионов, и три «Оскара», и тренд на высокобюджетные масштабные картины, рассчитанные прежде всего на прибыль.
Конечно, с новым жанром пришли новые мужские персонажи – теперь они отвечали потребностям не только американского зрителя, а были рассчитаны на международный рынок, хотя по характеру оставались теми же сильными, уверенными и готовыми в любой момент спасать планету. Просто теперь это был «свой парень».
Образцовым героем того времени стал ближе к 80-м Люк Скайуокер, впервые появившийся в космической саге Джорджа Лукаса «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977).
Он был, к слову, первым «внеземным» героем в кино, а еще образцом для Индианы Джонса, Марти Макфлая, Джона Макклейна благодаря типажу парня, который обнаруживает спрятанную в себе силу.
По такому сценарию в дальнейшем будут строиться десятки блокбастеров, завоевавших признание публики: «Назад в будущее», «Крепкий орешек», даже современный «Аватар».
Супергерои
На рубеже XX и XXI веков Голливуд взялся за комиксы, но экранизировал их неохотно – студиям казались бесперспективными фантастические истории о людях со сверхспособностями, которые сегодня смотрят повсеместно. Ставку делали в основном на мультфильмы и телесериалы, но случались и успешные исключения: «Бэтмен» Тима Бертона с Майклом Китоном в 1989-м, например, сделал Темного рыцаря культовым персонажем, собрал 411 миллионов долларов при бюджете в 35 миллионов, получил высокие оценки и вдобавок «Оскар» за декорации, а «Супермен» 1978-го прославил Кристофера Рива.
На самом деле окончательно индустрия сдалась комиксам только в начале нулевых, в 2002-м, когда «Человек-паук» с Тоби Магуайром сорвал куш и принес Sony Pictures Entertainment больше 800 миллионов долларов. Народ требовал зрелищ, а более благодатного поля, чем комиксы, пожалуй, для этого не было.
Вместе с так называемой супергероикой кино получило новый мужской типаж – это были доведенные до совершенства сверхлюди, неуязвимые борцы за справедливость, которые обязательно побеждали зло и спасали мир от уничтожения. Чаще всего они, правда, оказывались одиночками – все-таки никому не хотелось подвергать опасности близких.
«Думайте! Это теперь сексуально»
Так говорил Шерлок Холмс в исполнении нашего любимого Бенедикта Камбербэтча.
Да, в начале нулевых, пока миллениалы делали кассу фильмам о Железном человеке, Бэтмене и Супермене, другая часть Голливуда решила поставить на ум и возвести его в списке характеристик персонажа на первое место.
Так в кино появились настоящие интеллектуалы, решающие проблемы без применения силы: Джон Нэш в «Играх разума» (2001), Уилл Хантинг в «Умнице Уилле Хантинге» (1997), даже Тони Старк в «Железном человеке» (2008), который называл себя сначала гением, а уже потом миллиардером, плейбоем, филантропом.
Новая мужественность
Новая этика, движение #MeToo, независимые женщины в главных ролях, конечно, заставили Голливуд пересмотреть свой подход к изображению мужчин.
Революционным в этом плане стал фильм «Филадельфия» 1993-го, в котором Том Хэнкс исполнил роль адвоката, уволенного с работы из-за того, что он – больной СПИДом гомосексуалист. «Филадельфия» была одним из первых примеров массового кино, изображающего ЛГБТ-сообщество не в комичном ключе, как это делали раньше (например, в «Тутси» 1982-го). Искусство становилось свободнее, и в прокат начали проникать герои, о которых раньше старались даже не говорить. Это были тонкие персонажи, не скрывающие и не боящиеся эмоций и чувств, ищущие себя и переосмысляющие то, что еще вчера им навязывали как единственно допустимую норму. Так появились «Горбатая гора» (2005), «Харви Милк» (2008), «Девушка из Дании» (2015) с абсолютно прекрасной игрой Эдди Рэдмейна в роли первой трансгендерной женщины, «Она» (2013), «Лунный свет» (2016) и многие другие фильмы.
«Филадельфия» «Горбатая гора» «Девушка из Дании» «Она» «Лунный свет»
К тому же мужчины, которых нам транслировали с больших экранов, перестали относиться к женщинам как к аксессуарам и заняли профеминистскую позицию.
Это видно, например, в «Безумном Максе: Дорога ярости» (2015), где ключевую роль отдали Шарлиз Терон, а Тома Харди сделали ее верным спутником, помогающим освободиться от патриархальных устоев Несмертного Джо, или в «Чудо-женщине» (2017), где балом и парнями, несмотря на их первоначальный скептицизм, правит девушка.
Аксиома «мужчины не плачут» осталась в прошлом, дав кинематографу больше возможностей, чем когда-либо у него было, и вчерашние рыцари и ковбои наконец получили простор для рефлексии. Герой нашего времени – не человек из стали, а «Красивый мальчик» с Тимоти Шаламе или «Стертая личность» с Лукасом Хеджесом, и он тоже может бороться с несправедливостью, но без присущего парням раньше равнодушия. И у него получится не хуже.