Подписываемся под каждым словом: Ксения Собчак ответила на обвинения в хайпе на Бесланской трагедии
В 15-летнюю годовщину Бесланской трагедии (1 сентября 2004 года террористы захватили школу №1 во время праздничной линейки и трое суток держали в заложниках более тысячи человек, 334 из которых в итоге погибли) Ксения Собчак и Юрий Дудь выпустили на своих YouTube-каналах документальные фильмы, посвященные событиям тех дней. Заложники и свидетели рассказали, что им пришлось пережить, и без слез эти ролики смотреть невозможно.
Но нашлись и недовольные. В комментариях на канале Ксении Собчак некоторые писали, что она, мол, пиарится на трагедии и сняла все это «только ради хайпа», а Маргарита Симоньян — корреспондент телеканала RT и непосредственный свидетель Бесланской трагедии, которая дала интервью Собчак, — «работает на государство, поэтому звать ее вообще непонятно зачем надо было». В общем, ролик набрал 22 тысячи дислайков против 14 тысяч «пальцев вверх».
Сегодня Ксения решила ответить всем критикам в Instagram и опубликовала большой пост со скриншотами негативных отзывов, в котором написала:
«Я много лет живу в агрессивной среде. Где многие меня люто ненавидят. Такова цена на право высказывать свое мнение, даже когда оно непопулярно. Мне казалось, за эти годы чувствительность к абсолютно любой критике атрофировалась: я не стираю комменты, не пытаюсь составить аудиторию только из тех, кто любит и разделяет мои ценности. Потому что, как в песне поется, мне казалось, что «разум когда-нибудь победит». Я уважаю право другого человека не соглашаться, спорить, доказывать.
Но скажу честно, тут даже меня, защитившуюся давным-давно толстенной броней против людского говна подкосило. Разум не побеждает. Побеждает ненависть и нежелание думать. Под фильмом в ютюбе, который делался, чтобы люди помнили о величайшей трагедии нашей страны, которая обнаружила бесчеловечность не только террористов, но и бездушность всей государственной машины, два основных вида комментариев и мне кажется важным ответить.
1) «Симоньян сволочь, работает на гос-во, как вы смели ее позвать в фильм — за это дизлайк», — Симоньян была 19-летней девочкой, которая под звуки пуль комментировала штурм, и одной из первых озвучивала неправильное число заложников. Она — очевидец тех событий. Она категорически отрицает ту версию событий, которая лично мне кажется убедительной, но разве это важно? Мне кажется важным понимать логику власти, постараться услышать эту сторону. Как вообще в журналистской работе можно критиковать за «зачем вы сняли этого человека?». Неужели вам интересно смотреть только на тех, с кем вы согласны или кому сочувствуете?
2) « У Дудя лучше чем у вас; у Новой Газеты лучше чем у вас обоих; вы все пиаритесь на одной теме; кто у кого украл идею?» Я помню в какой информационной тишине происходило десятилетие Бесланской трагедии — ютюб еще не был развит, а госканалы традиционно молчали. Это же прекрасно, что столько разных журналистов решили снять об этом! Какой же порочный надо иметь мозг чтобы и тут увидеть конкуренцию и «пиар» (@yurydud открыл нам всем возможность «умного ютюба», так как работая на телеканале Дождь всего пару-тройку лет назад я заходила посмотреть «шо же это за ютюб такой?», видела в трендах «как пернуть громче соседа» и тихо уходила. А сегодня в трендах фильм про Беслан. И кроме радости это не может вызывать никаких чувств. Например одна и та же прекрасная Лена Милашина ездила со мной в Беслан и помогала с героями, давала интервью Юре и делала фильм для Новой Газеты. Марина Литвинович работала со мной в команде и давала интервью для «Новой». Здесь нет конкуренции, здесь есть радость, что столько разных материалов люди смогут посмотреть и почитать. Подумайте, может с вами что-то не так, если ненависть к Симоньян и постоянное желание сравнивать сильнее просто человеческого интереса к теме?» (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
В комментариях Ксению поддержал ее бывший супруг Максим Виторган: «Ксюш, ты молодец! Эта работа — твоя гордость. И останется именно она. Пена осядет». И мы с ним полностью согласны.