Логотип Peopletalk

Почему все говорят о фильме «Матильда», и зачем его смотреть?

Редактор отдела стиль жизни

Фильм Алексея Учителя (65) «Матильда» еще не успел выйти в прокат, как оказался в центре скандала. По мнению православных активистов и депутата Госдумы Натальи Поклонской (36) (которая, кстати, сам фильм не видела), картина нарушает нормы этики и судьбу ее, оказывается, должны решать не зрители, а историки и представители православной церкви. А все дело в сюжете фильма: «Матильда» рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Казалось бы, это исторический факт. Но только вот Николай II причислен к лику святых. Так что, по мнению верующих, это крайне оскорбляет их чувства: как можно показывать, что святой человек был подвержен обычным человеческим страстям?

Поклонская уверена: создатели фильма «прикрываясь словами о свободе творчества, грубо нарушают право на неприкосновенность частной жизни государя Николая Александровича Романова и его семьи». Православные активисты с ней согласны и даже перешли к активным действиям. Организация «Христианское государство — святая Русь» отправила в кинотеатры Москвы больше тысячи писем: требовали снять фильм с проката. Более того, Поклонская усомнилась в выборе актеров на главные роли и заявила, что Николая II почему-то играет «немецкий актер, исполнявший ранее одну из главных ролей в порнографическом фильме», имея в виду «Гольциус и Пеликанья компания», эротическую картину о серии работ голландского художника Хендрика Гольциуса на Библейские и античные сюжеты.

Алексей Учитель в ответ на это обвинение заявил: «Выпад и обвинения депутата Поклонской происходят уже второй раз, и текст абсолютно одинаковый — что тогда, что сейчас. Депутат Поклонская все-таки юрист, и теперь мы решили, что я не буду вступать в полемику, объяснять ей, что такое порноактер, что — не порноактер…» и обратился к генпрокурору Юрию Чайке (65): попросил оградить коллектив его фильма «Матильда» от клеветы со стороны Поклонской и отметил, что вокруг ленты нагнетается «необъяснимая с позиций права и здравого смысла истерия».

В общем, фильм наделал много шума за полгода до премьеры. Но смотреть его стоит вовсе не поэтому. Во-первых, в нем снимаются классные актеры – Михалина Ольшанска (24), Ларс Айдингер (41), Луиза Вольфрам (29), Данила Козловский (31), Ингеборга Дапкунайте (54), Сергей Гармаш (58), Евгений Миронов (50) и Григорий Добрыгин (30).  Кстати, то, что полячка Ольшанска была приглашена на роль Матильды, до последнего момента держалось в секрете: таким было условие контракта актрисы. 

Во-вторых, за полтора года для съемок было создано около семи тысяч (!) оригинальных костюмов, а также обуви, головных уборов, украшений и аксессуаров. А на их изготовление ушло более 12 тонн шелка, шерсти, бархата, сукна, кожи и других материалов. Колоссальная работа, чтобы полностью погрузить зрителя в эпоху!

В-третьих, съемки проходили в исторических местах: Екатерининский, Елагиноостровский, Юсуповский и Александровский дворцы, а также Дворец Половцева, Константиновский дворец в Стрельне, Мариинский театр, Санкт-Петербургский дом ученых, Большой театр и другие.

В-третьих, как и «Викинг», «Матильда» не претендует на историческую достоверность: создатели допустили некоторую вольность в изложении фактов, но сама история отношений Кшесинской и императора была передана точно. В-четвертых, это захватывающая история любви. И любовный треугольник там тоже есть: в Кшесинскую без памяти влюблен не только Николай II, но и офицер Воронцов – Данила Козловский. И он хорош, как и в любом другом фильме.

Ну и в-пятых, Матильда – одна из самых неоднозначных и одновременно вдохновляющих фигур в истории России. Она первая из русских танцовщиц, выполнившая 32 фуэте подряд. Сегодня это считается фирменным знаком русского балета. Кшесинская питала слабость к мужчинам дома Романовых – после расставания с Николаем II она моментально переключилась на князя Сергея Михайловича, затем на князя Владимира Александровича, а потом и на Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. В 20-х годах XX века Кшесинская уехала в Париж, а в 1929-м открыла там балетную школу. Кшесинская больше не вернулась в Россию и умерла в Париже в 1971 году, не дожив каких-то полгода да столетнего юбилея. В общем, личность крайне незаурядная. Говорить о ней можно долго, но лучше один раз посмотреть.

Реклама